ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Домовой

Немецкий дизайн 1949–1989: две страны, одна история 20 марта - 5 сентября 2021, Музей Дизайна Vitra

7 Марта 2021


20 марта в Музее Дизайна Vitra открывается выставка «Немецкий дизайн 1949–1989: две страны, одна история», которая сопоставляет дизайн из Восточной и Западной Германии и исследует идеологические и эстетические различия, а также параллели и взаимосвязи между Востоком и Западом. Немецкий дизайн заявил о себе в 1920-х годах благодаря школе Баухаус и ассоциации Веркбунд. После раздела Германии в 1949 году развитие дизайна и повседневной культуры пошло отдельными путями по разные стороны границы. На Западе дизайн стал движущей силой немецкого экономического чуда, тогда как на Востоке его поглотила социалистическая плановая экономика. Спустя более тридцати лет после падения Берлинской стены Музей Дизайна Vitra представляет первый панорамный обзор послевоенного дизайна в двух Германиях. 

 Дешевый пластик и кричащие цвета на Востоке, стильный функционализм на Западе: выставка Музея Дизайна Vitra порывает с подобными банальными стереотипами и представляет критический взгляд на дизайн по обе стороны границы. Легендарные автомобили, такие как Trabant (1958), и желанные предметы повседневного обихода, такие как радиола, иронично прозванная «Гроб Белоснежки» (1956), будут показаны в экспозиции выставки наряду с новыми открытиями и редкими объектами, например, скульптурным стулом Луиджи Колани Poly-COR (1968). Выставка рассказывет о таких важных персонажах, как Дитер Рамс, Эгон Айерман, Рудольф Хорн и Маргарета Яни, а также подчеркивает роль школ дизайна и наследия Баухаус. Обширная панорама дизайна двух Германий демонстрирует, насколько тесно переплетались дизайн и история, повседневная культура и мировая политика в Германии в период холодной войны.

20 марта в Музее Дизайна Vitra открывается выставка «Немецкий дизайн 1949–1989: две страны, одна история», которая сопоставляет дизайн из Восточной и Западной Германии и исследует идеологические и эстетические различия, а также параллели и взаимосвязи между Востоком и Западом. Немецкий дизайн заявил о себе в 1920-х годах благодаря школе Баухаус и ассоциации Веркбунд. После раздела Германии в 1949 году развитие дизайна и повседневной культуры пошло отдельными путями по разные стороны границы. На Западе дизайн стал движущей силой немецкого экономического чуда, тогда как на Востоке его поглотила социалистическая плановая экономика. Спустя более тридцати лет после падения Берлинской стены Музей Дизайна Vitra представляет первый панорамный обзор послевоенного дизайна в двух Германиях.

Выставку открывают иммерсивные инсталляции, позволяющие посетителям ощутить роль дизайна в Восточной и Западной Германии. Два новых государства стремились утвердить свою самобытность, создавая новые гербы, валюты, паспорта и символы, вплоть до стилизованных фигур знаков пешеходных переходов. В то же время такие объекты, как стул Garden Egg Петера Гичи (1968), демонстрируют, что разделение между Восточной и Западной Германией было не таким уж строгим, как это часто кажется: футуристичный стул изготовливался почти в одинаковой форме по обе стороны границы. Выставка также обращается к немецкому дизайну до Второй мировой войны, поскольку многие немецкие дизайнеры были студентами Баухауса. Опираясь на инновационные идеи, которые культивировались в Баухаусе и других школах дизайна, послевоенная практика дизайна и образование стремились преодолеть мрачную тень нацистской эпохи.

 20 марта в Музее Дизайна Vitra открывается выставка «Немецкий дизайн 1949–1989: две страны, одна история», которая сопоставляет дизайн из Восточной и Западной Германии и исследует идеологические и эстетические различия, а также параллели и взаимосвязи между Востоком и Западом. Немецкий дизайн заявил о себе в 1920-х годах благодаря школе Баухаус и ассоциации Веркбунд. После раздела Германии в 1949 году развитие дизайна и повседневной культуры пошло отдельными путями по разные стороны границы. На Западе дизайн стал движущей силой немецкого экономического чуда, тогда как на Востоке его поглотила социалистическая плановая экономика. Спустя более тридцати лет после падения Берлинской стены Музей Дизайна Vitra представляет первый панорамный обзор послевоенного дизайна в двух Германиях.

За вводной частью следует хронологический рассказ об истории дизайна Восточной и Западной Германии. Он берет свое начало в 1949 году, когда в зонах оккупации союзников была основана Федеративная Республика Германия, а в советском секторе - Германская Демократическая Республика. Реализация масштабных жилищных программ, с помощью которых оба государства стремились ускорить реконструкцию, привела к быстрому росту спроса на потребительские товары, от мебели и посуды до электроприборов и автомобилей. Предметы повседневного обихода, такие как кухонные настенные часы Макса Билла (1956) или элегантная лейка Клауса Куниса (около 1960), отражали новый стиль жизни и растущую популярность современного дизайна. И на Востоке, и на Западе было возрождено или создано заново несколько школ дизайна, чтобы обучать молодых специалистов, в которых остро нуждалась промышленность; не в последнюю очередь потому, что дизайн предлагал отличное средство для формирования современного и открытого образа. Важными этапами в этом контексте стали возрождение в 1946 году Лейпцигской торговой ярмарки, направленной на стимулирование экспортной экономики Восточной Германии, и Западногерманский павильон, спроектированный Сепом Руфом и Эгоном Айерманом для Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году.

 20 марта в Музее Дизайна Vitra открывается выставка «Немецкий дизайн 1949–1989: две страны, одна история», которая сопоставляет дизайн из Восточной и Западной Германии и исследует идеологические и эстетические различия, а также параллели и взаимосвязи между Востоком и Западом. Немецкий дизайн заявил о себе в 1920-х годах благодаря школе Баухаус и ассоциации Веркбунд. После раздела Германии в 1949 году развитие дизайна и повседневной культуры пошло отдельными путями по разные стороны границы. На Западе дизайн стал движущей силой немецкого экономического чуда, тогда как на Востоке его поглотила социалистическая плановая экономика. Спустя более тридцати лет после падения Берлинской стены Музей Дизайна Vitra представляет первый панорамный обзор послевоенного дизайна в двух Германиях.

Берлинская стена, строительство которой началось 13 августа 1961 года, в конце концов установила жесткую границу. До ее появления ряд компаний и дизайнеров в Восточной и Западной Германии продолжали работать вместе; теперь соперничество между двумя политическими системами утвердилось и в дизайне. В Западной Германии дизайн стал важным аспектом общества потребления, которое считало новейшую мебель и автомобили символами статуса. Минималистичные электроприборы, разработанные Дитером Рамсом для компании Braun, свидетельствуют о растущем осознании роли качества и культуры дизайна. Также получила широкое распространение концепция фирменного стиля, о чем свидетельствуют две знаковых работы 1972 года: логотип города Бонна, тогдашней столицы Западной Германии, с отпечатком красных губ, который разработала  Дорис Кассе-Шлютер, и пиктограммы Отла Айхера для летних Олимпийских игр в Мюнхене. В автомобильной промышленности изменения можно было увидеть в дизайне машин Porsche, которые могла себе позволить лишь небольшая часть населения; их минималистичные линии воплощали собой идеальное сочетание эстетики и инженерии - подлинный дизайн под маркой «Сделано в Германии».

 20 марта в Музее Дизайна Vitra открывается выставка «Немецкий дизайн 1949–1989: две страны, одна история», которая сопоставляет дизайн из Восточной и Западной Германии и исследует идеологические и эстетические различия, а также параллели и взаимосвязи между Востоком и Западом. Немецкий дизайн заявил о себе в 1920-х годах благодаря школе Баухаус и ассоциации Веркбунд. После раздела Германии в 1949 году развитие дизайна и повседневной культуры пошло отдельными путями по разные стороны границы. На Западе дизайн стал движущей силой немецкого экономического чуда, тогда как на Востоке его поглотила социалистическая плановая экономика. Спустя более тридцати лет после падения Берлинской стены Музей Дизайна Vitra представляет первый панорамный обзор послевоенного дизайна в двух Германиях.

В Восточной Германии дизайн этой эпохи регулировался централизованно как часть социалистической плановой экономики. Специальное государственное учреждение под названием Управление промышленного дизайна следило за тем, чтобы дизайн обеспечивал снабжение широких слоев населения доступными товарами, одновременно повышая конкурентоспособность промышленности Восточной Германии. Крупнопанельное типовое строительство позволило обеспечить широкие массы жильем, что, в свою очередь, потребовало решений для мебели и дизайна интерьера. Чрезвычайно популярной оказалась модель MDW-Einbauwand (1968), разработанная Рудольфом Хорном для компании Deutsche Werkstätten; ее универсальные модульные блоки для хранения вскоре можно было увидеть в частных интерьерах по всей Восточной Германии. Дизайн также приобретает важную роль в общественных пространствах. На выставке представлены оригинальные планы берлинского кафе Moskau и рельеф работы Жозепа Ренау (1982–84). Недавно отреставрированная настенная мозаика в Эрфурте демонстрирует, как склонность к украшению больших зданий произведениями искусства определяла облик городов. С точки зрения промышленного прогресса особенно важным стал автомобиль Trabant, представленный в 1958 году, поскольку он ускорил массовую автомобилизацию населения. Сегодня так называемый Trabi с корпусом из переработанного пластика представляет собой икону восточно-германского дизайна. Его производство прекратилось только в 1991 году.

 20 марта в Музее Дизайна Vitra открывается выставка «Немецкий дизайн 1949–1989: две страны, одна история», которая сопоставляет дизайн из Восточной и Западной Германии и исследует идеологические и эстетические различия, а также параллели и взаимосвязи между Востоком и Западом. Немецкий дизайн заявил о себе в 1920-х годах благодаря школе Баухаус и ассоциации Веркбунд. После раздела Германии в 1949 году развитие дизайна и повседневной культуры пошло отдельными путями по разные стороны границы. На Западе дизайн стал движущей силой немецкого экономического чуда, тогда как на Востоке его поглотила социалистическая плановая экономика. Спустя более тридцати лет после падения Берлинской стены Музей Дизайна Vitra представляет первый панорамный обзор послевоенного дизайна в двух Германиях.

Благодаря инициативе канцлера Западной Германии Вилли Брандта по нормализации отношений между двумя немецкими государствами в 1970-х годах произошло сближение между Востоком и Западом, кульминацией которого стало падение Берлинской стены в 1989 году. Дизайн по обе стороны границы в этот период отражал рост критического сознания, который подпитывался такими событиями, как нефтяной кризис 1973 года. Экономика Восточной Германии начала приходить в упадок, однако дизайнеры проявляли изобретательность. Например, Карл Клаус Дитель и Лутц Рудольф спроектировали мотоцикл Mokick S50 (1967–74) по модульному принципу, что обеспечивало простой и недорогой ремонт. Другие дизайнеры обращались к ремеслам или производили объекты декоративного искусства небольшими партиями. В Восточном Берлине дизайн и субкультура слились воедино в яркой творческой среде, которая создавала моду, фотографию, керамику и декоративные аксессуары, отражавшие новую эстетику повседневности за пределами промышленного планирования. Одним из последних крупных проектов, которые инициировало правительство Восточной Германии, стал компьютер, известный как PC 1715 и выпускавшийся государственной компанией Robotron (1985). Компьютер был предназначен исключительно для государственных компаний, государственных органов и университетов.

 20 марта в Музее Дизайна Vitra открывается выставка «Немецкий дизайн 1949–1989: две страны, одна история», которая сопоставляет дизайн из Восточной и Западной Германии и исследует идеологические и эстетические различия, а также параллели и взаимосвязи между Востоком и Западом. Немецкий дизайн заявил о себе в 1920-х годах благодаря школе Баухаус и ассоциации Веркбунд. После раздела Германии в 1949 году развитие дизайна и повседневной культуры пошло отдельными путями по разные стороны границы. На Западе дизайн стал движущей силой немецкого экономического чуда, тогда как на Востоке его поглотила социалистическая плановая экономика. Спустя более тридцати лет после падения Берлинской стены Музей Дизайна Vitra представляет первый панорамный обзор послевоенного дизайна в двух Германиях.

Нельзя сказать, что Западную Германию не затронули экономические потрясения 1970-х годов, однако ее лидирующая роль в международном промышленном дизайне оставалась неизменной. Например, выпущенный в 1974 году Volkswagen Golf отражал растущий спрос на небольшие и эффективные автомобили, а в начале 1980-х Стив Джобс заказал Хартмуту Эсслингеру и немецкому агентству Frog Design разработку одного из первых компьютеров Apple. В тот же период ориентация на арт-подход и эксперимент приобретают важность в Западной Германии, параллельно с развитием этой тенденции на Востоке. Такие группы, как Pentagon, Ginbande и Kunstflug, а также галереи дизайна и экспериментальные выставки внесли вклад в формирование «нового немецкого дизайна», активно обращавшегося к искусству, панк-культуре и китчу. Разрядка политической напряженности постепенно привела к установке коммуникации и сотрудничества и в сфере дизайна. Парные выставки дизайна из другой Германии проходили в Восточном Берлине в 1984/85 году и в Штутгарте в 1988 году.

 20 марта в Музее Дизайна Vitra открывается выставка «Немецкий дизайн 1949–1989: две страны, одна история», которая сопоставляет дизайн из Восточной и Западной Германии и исследует идеологические и эстетические различия, а также параллели и взаимосвязи между Востоком и Западом. Немецкий дизайн заявил о себе в 1920-х годах благодаря школе Баухаус и ассоциации Веркбунд. После раздела Германии в 1949 году развитие дизайна и повседневной культуры пошло отдельными путями по разные стороны границы. На Западе дизайн стал движущей силой немецкого экономического чуда, тогда как на Востоке его поглотила социалистическая плановая экономика. Спустя более тридцати лет после падения Берлинской стены Музей Дизайна Vitra представляет первый панорамный обзор послевоенного дизайна в двух Германиях.

После падения Берлинской стены в 1989 году значительная часть промышленного производства Восточной Германии была свернута, и многие наименования восточно-германской продукции для повседневного использования канули в небытие. Выставка «Немецкий дизайн 1949–1989: две страны, одна история» сопоставляет восточно-германский и западно-германский дизайн на равных и тем самым проливает свет на менее известные главы истории немецкого дизайна. Подчеркивая политическое значение дизайна в эпоху холодной войны, выставка одновременно демонстрирует завораживающее разнообразие стилей дизайна и мировоззрений, осмысление которого требует подхода вне зацикленности на идеологических различиях. Выставка впервые рассматривает историю дизайна Восточной и Западной Германии как общую историю, в которой имели место как контрасты и столкновения, так и общность и связи.

 

Вслед за премьерой в Музее Дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне (20.03.2021–05.09.2021) выставка отправится в Музей прикладного искусства Государственных художественных собраний Дрездена (15.10.2021– 20.02.2022). Выставка и ее международное турне проходят при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германия.

18 марта в 16:00 состоится пресс-конференция в онлайн-формате на YouTube-канале Vitra Design Museum: 

  • участники панельной дискуссии: Матео Крис, директор Музея Дизайна Vitra, Эрика Пиннер, куратор Музея Дизайна Vitra, и Томас Гайслер, директор Музея прикладного искусства Государственных художественных собраний Дрездена)
  • экскурсия с куратором Эрикой Пиннер по экспозиции 
  • язык конференции и экскурсии: английский 

#VDMGermanDesign

#VitraDesignMuseum


Поделиться:
?>
Для любых предложений по сайту: [email protected]