Андрей Богатырев – российский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист, композитор, монтажёр.
Не так давно фильм режиссера Андрея Богатырева «Красный призрак», получил «спец приз жюри» на ММКФ в рамках фестиваля стран БРИКС 2020 г., а в 2021 году Андрей получил на X Московском международном кинофестивале «Будем жить» приз за лучшую режиссуру. Фильм «Красный призрак» снимали долгих семь лет. Сейчас уже завершена работа над новым проектом – спортивной драмой «Легенда о самбо». Об искусстве и создании фильмов Андрей нам расскажет в этом интервью.
ГП: С чего начался ваш путь в искусстве? Когда осознали, что кино – это то, чему хочется посвятить себя?
АНДРЕЙ: Когда играл в игрушки, я уже в голове себе рисовал сцены фильма. Солдатики были для меня первыми актерами. Потом смотря с моей бабушкой «Санта-Барбару» году так в 1992, я ее спросил, а что это? Она мне рассказал, что это сериал, в итоге мы докопались до профессии режиссер и я сказал – вот кем я хочу быть! В отличие от других детей я с этих пор всегда к этому шел, всегда знал, кем хочу быть. Я, правда, еще в какой-то момент захотел стать рок звездой, но все равно первую, основную мечту никогда не бросал. Да и рок-группу получилось сколотить и долгое время играть, даже на радио две песни засветились. Потом я поступил во ВГИК и начал учиться режиссуре, до этого сняв достаточное количество любительских фильмов и посмотрев тонны vhs кассет, причем я совмещал авторское кино Тарковского, Висконти, Германа, Годара с фильмами категории «Б» типа «Киборг», «Немезида», всякие фильмы ужасов и коллекционируя режиссеров типа Дарио Ардженто, Бава, Фульчи, Пьюна и других. Я живу кино с детства.
ГП: Что вдохновляет и как рождается киноистория? Как происходит выбор сценария, над которым хотите работать?
АНДРЕЙ: Каждый фильм, как маленькая жизнь. Каждая жизнь индивидуальна. «Красный Призрак» – это одна история, а например, фильм «Иуда» совершенно по-другому рождался. Бывает у тебя появляется какая-то мысль или чувство и ты ее начинаешь развивать, бывает кто-то приносит идею, бывает зовут уже на какой-то проект, где все уже готово и ты просто воплощаешь. В любом случае тебя должно что-то цеплять в истории и лучше, если ты можешь рассказать что-то о себе, любая творческая работа – это немного исповедь.
ГП: Что для вас главное в режиссуре?
Клевый выпуск (лотереи в кино и литературе): https://zolotoj-klyuchik.ru/psikhologiya_pobeditelej/video-kanal-rayvi-loterei-kino-knigi
АНДРЕЙ: Чувствовать, что хочешь что-то сказать, или о чем-то спросить. Часто искусство – это не ответ, а вопрос. Познавать себя и мир через фильм. Передать какое-то чувство. Я не делю разные виды искусства. Я считаю в любом виде искусства будь то живопись или кино или музыка, автор хочет передать какое-то послание через свое произведение, причем прежде всего эмоциональное, а уже потом интеллектуальное. Об этом очень хорошо размышляет фильм Тарковского «Андрей Рублев». Там мальчик, чтобы выжить в финальной новелле, делает колокол, причем он не знает, как его делать, но в итоге у него получается. Вот так и все художники делают свой колокол и получиться или нет, зазвонит он или нет никто не знает. Поэтому даже будучи крутым, известным режиссёрам фильм может и не получиться. Ты можешь быть суперпрофи, но у тебя все равно может не выйти, а можешь снять свой первый фильм и колокол зазвонит.
ГП: У вас недавно вышел фильм «Красный призрак» о военных событиях. Над фильмом вы трудились долгих 7 лет! К слову, столь долгий труд был отмечен положительно кинокритиками и удостоился наград, с чем мы вас поздравляем! Что предшествовало сьемкам фильма? Как родилась идея снять фильм по данному сценарию?
АНДРЕЙ: Ко мне приехал мой друг Павел Абраменков, у него было начало сценария его собственного сочинения под названием «Про Войну». Мне очень понравилось начало, его истории и я почувствовал, что хочу снять этот фильм. Дальше мы вместе подтянули наших общих друзей Славу Шихалеева и Костю Симонова и заключили дружеский пакт, что мы вместе допишем эту историю, они сыграют в фильме, а я стану режиссером. Мы писали эту историю вместе у Кости в деревне Низовская под Мосальском Калужской области, там и мечтали его снять, там и ездили по ветеранам, собирая их истории из жизни и дополняя сценарий. В итоге, пусть на это ушло столько времени, но нам удалось реализовать нашу мечту полностью!
ГП: Вас называют новым Тарантино! Как вам такое сравнение?
АНДРЕЙ: Прикольно, но я думаю это не серьёзно. Определённые тарантиновские моменты были в «Красном Призраке», но это скорее не прямые цитаты, а атмосфера и решения некоторых сцен. Я сам очень люблю Тарантино, он самый влиятельный режиссер современности и по сей день. В принципе, можно сказать, что многие режиссеры находятся под его влиянием. Тот же Гай Ричи, например. А сам Тарантино, можно сказать, главный постмодернистский режиссер современности – он настоящий киноман и берет те или иные куски от всюду. В его картинах можно увидеть влияние и Скорсезе, и Де Пальмы, и Годара, и Хичкока и даже Брюса Ли.
ГП: Вы сейчас работает над новой картиной под названием «Легенда о самбо» на какой стадии сейчас процесс и когда ожидать премьеру?
АНДРЕЙ: Мы уже закончили съёмки, теперь идёт этап постпродакшена – это монтаж, работа со звуком, графикой, цветокоррекцией и т. д. Надеюсь, что эта картина выйдет не через 7 лет, а уже в следующем году.
ГП: Сюжет основан на реальных событиях?
АНДРЕЙ: Я бы сказал отчасти. У нас реальные герои и некоторые события, но в целом это все-таки именно легенда. Мы попытались переплести судьбы главных героев – реальный людей, создателей Самбо. Это Харлампиев, Спиридонов и Ощепков.
ГП: Вы запустили сбор средств, так как бюджет у картины маленький, расскажите, как можно внести вклад в вашу работу, на какой платформе проходит сбор?
АНДРЕЙ: Посоветовавшись с человеком, который уже неоднократно все это проходил, а именно с режиссером фильма «28 Панфиловцев» Андреем Шальопой мы решили создать свой собственный сайт (http://legendaosambo.ru) там идет сбор денег на завершение картины. Мы надеемся, что нас поддержат зрители, которым понравился «Красный Призрак».
ГП: Что не так с нашим Министерством культуры? Почему вам приходится организовывать сборы средств?
АНДРЕЙ: С ним все так. Они нас поддержали определённой суммой, за что им огромное спасибо. Теперь уже наша задача – закончить картину. Того бюджета, что выделили не в полной мере, хватает. К сожалению, те партнеры, что у нас были не смогли выполнить свои обещания, поэтому этот проект уже давно находится в трудной ситуации.
ГП: В чем вы видите главную проблему современного российского кино?
АНДРЕЙ: Отчасти – это продюсеры, среди которых мало людей с профессиональным образованием. Клановая система – где пробиться очень сложно, если ты вне тусовки. Отчасти инертность зрителей. Много проблем в сценариях. Пока еще нет такой сформированной индустрии, но этот процесс медленно, но, верно, движется. Я думаю, в перспективе наше кино будет процветать. Я всегда говорю, что у нас много классного кино, а в СССР было точно великое киноискусство.
ГП: Как вы относитесь к скептическому настроению зрителя к российскому кинематографу? Многие говорят, что в России нет кинематографа.
АНДРЕЙ: Я с этим категорически не согласен. И у меня встречная претензия – у нас нет российского зрителя. Что я имею в виду? Наш зритель не ищет фильмы, он не смотрит наше кино, точнее – он смотрит то, что легче всего – большие продюсерские фильмы, которые часто дискредитируют наше кино, а копать глубже не хочет. Я не так давно посмотрел картину Меликян «Трое» – классный фильм, а потом смотрю, его оказывается особо никто не посмотрел. Это как с Бузовой – все ругают, но слушают, а при этом говорят – где у нас нормальная музыка? Так хорошую музыку дорогие мои надо искать. Вместо того что бы ругать Бузову – потрать силы и найди интересную музыку. Так же и с кино, не нравится Бондарчук, так поищи среди фильмов Меликян, Буслова, Хлебникова, Литвиновой, Хомерики, Лобана, Лунгина ну или посмотри мои фильмы.
ГП: За фильм «Красный призрак» вы получаете призы на различных кинофестивалях, но ваш фильм почему то не представлен на «Нике» и «Золотом орле» ?
АНДРЕЙ: Ни там, ни там нас не отобрали для участия. Может быть, к сожалению, а может быть, и к счастью. Думаю, есть картины, которые достойней нашей, а есть и хуже, но это жизнь и у всех фильмов своя судьба. Самое главное, чем я действительно горжусь, что мы смогли получить признание зрителей. Да и если копнуть глубже, обе наши академии уже давно не отражают тех тенденций, что есть в нашем кино. Может быть пора создать третью академию?
ГП: Для людей, которые далеки от киносферы, фильмы и сериалы – это контент для досуга. Вы с профессиональной точки зрения каким образом воспринимаете кино?
АНДРЕЙ: Для меня кино – это моя жизнь! Я считаю вообще, искусство это очень важная часть жизни, это попытка осмыслить себя и мир в которым мы живем. Без музыки, литературы, поэзии, живописи, театра и кино на земле было бы очень плохо!