Во второй половине 2020 года многие россияне почувствовали себя на месте Пушкина, который, как известно, всегда по ряду обстоятельств отдавал предпочтение внутреннему туризму. В 1833 году, пока Карл Брюллов заканчивал своё самое известное полотно в Риме, светоч русской поэзии свои планы на бархатный сезон описывал так: «Вот как располагаю я моим будущим. Летом, после родов жены, отправляю её в калужскую деревню к сёстрам, а сам съезжу в Нижний да, может быть, в Астрахань… Путешествие нужно мне нравственно и физически». Спустя почти два века многим измученным карантинами и суровой информационной повесткой путешествия так же необходимы. Казалось бы, летом открылся и Крым, и Танзания, и действительно роскошные Лондон и Стамбул (статьи о них не случайно вышли в недавних номерах журнала «Горпроект»), и курорты Краснодарского края – чего ещё желать. Но эксперты отмечают, что российские потребители путешествий, так необходимых по меткому слову классика для спасения разума и просто отдыха, давно стали более избирательны. Немалую роль тут сыграл союз местных урбанистов и строительного сектора, который раскрыл потенциал многих мест. Планов же ещё больше – короткий обзор их собрал специальный корреспондент журнала «Горпроект» Максим Кирсанов.
Катастрофа туристической индустрии 2020 года
Сложно найти отрасль, пострадавшую в 2020 году больше, чем туристическая. Закрытие множества стран, включая Испанию и Италию, и множество локальных ограничений, сделали мир разделённым, как никогда, за последнюю четверть века. Россия, пережившая волну COVID-19 легче многих европейских стран, пострадала в области туризма, возможно, даже больше многих.
Как часто бывает, бедный потерял больше богатого: если у Италии падение доходов с туристов прогнозируется в 20% от прошлогоднего, то в Петербурге – 70% (по итогам года, на момент написания статьи они составляют 90%). И это на фоне того, что согласно опросам, посетить Петербург желают столько же россиян, сколько выбирают Черноморское побережье и любимый Владимиром Путиным Алтай. Подтвердилось пессимистическое мнение, что российские туристы беднее европейских и азиатских любителей Северной Пальмиры. На волне кризиса доходов, губернатор Петербурга даже либерализовал законодательство о барах в городе, лишь бы не снижать активность потребителей сфер городских услуг. Но практика показывает, что точечными «указами» сдвинуть гору проблем регионального туризма сложно. И тут на помощь приходит строительная индустрия – ведь именно вложения в инфраструктуру, как показывает практика, способны менять не просто места обитания.
Средний годовой чек на благоустройство города с тоннами плиток и гранита в «московском стиле», как показывает анализ сайта госзакупок – это около 1-2 млрд рублей. Те города, которые первые начали работы в этом направлении, среди них родной город Сергея Семёновича Собянина – Тюмень, и такие разные центры, как Тобольск, Тверь и Владивосток – даже в неспокойный 2020 год собирают сотни тысяч туристов, поддерживающих малый бизнес. Впереди, как отмечают эксперты – следующие этапы создания «туристических кластеров», это формирование и транслирование яркого имиджа, воспитание нового для российской традиции уровня приветливости и радушия десятков тысяч людей, занятых в индустрии местных развлечений и городского отдыха (как показывает известная работа Арли Рассел Хокшилда, рекомендованная ВШЭ, это отдельный процесс). Десятки других городов в России воспользовались «коронавирусным затишьем», чтобы привести себя в порядок. Только в первые полгода 2020 года как минимум дюжина городов начали реализацию крупных инфраструктурных проектов, включая огромные новые набережные. Среди них: Волгоград (сделавший с помощью современной опалубки ПСК набережную Волги многоуровневым современным пространством), популярный благодаря российскому Президенту Валдай Новгородской области, Хабаровск, Севастополь, Коктебель, Пермь и многие другие потенциальные «точки роста» отечественной туриндустрии. Тон, как часто бывает, задаёт Москва, которая объявила реконструкцию многочисленных набережных Москвы-реки (и связанных каналов) приоритетным направлением благоустройства до 2023 года. Но не только нынешняя столица России со своими относительно успешными кейсами от Зарядья до ярмарок задаёт правила в такой тонкой области, как привлечение туристов. Ведь чтобы узнать Россию, Москвы всегда мало – знает каждый, кто пытался рефлексировать на эту тему.
Поиск соперниц столицам России
Пока одни тоскуют по пляжам Ибицы, немалая часть российской интеллигенции и среднего класса, воспользовались этим летом, как поводом открыть для себя родную страну. Среди них знаменитый молодой художник Денис Семёнов, сам будучи родом из Омска, а в Москве ставший директором в столичной «WCB Gallery», никогда до этого не пересекал основные города своей страны. Мы изучили его почти 2-месячный опыт. Путешествуя как поездами, так и автостопом, в своей серии заметок он отметил удивительное разнообразие центров региональной жизни, в каждом из которых – от Перми до Барнаула есть свои изюминки, позволяющие лучше понять страну, в которой мы все живём.
Больше всего путешественника поразила Казань, которая своими общественными пространствами может конкурировать с двумя официальными столицами. Трудно представить, но всего 10 лет назад ситуация была совсем другой – город, сохранивший немалую часть дореволюционной застройки и «очарования исламского востока» был неприветлив, мрачен и криминален.
Ситуация резко изменилась после глобальной реконструкции, сделанной к Универсиаде 2013 года. Тогда с использованием самых современных на тот момент опалубочных систем ПСК-КАП и Дельта, были буквально спасены от разрушения целые исторические кварталы, прежде всего вокруг улиц Баумана и Петербургской. Именно подходы к «экстренной государственной урбанистике», выработанные в Казани со своими плюсами и минусами были перенесены на всю страну. И когда москвичи в 2015-2019 гг. возмущались размахом программы «Моя улица», погружающей на месяцы целые районы в бесконечную стройку, они во многом страдали из-за успешности опыта восточного соседа, который в 2011-2012 гг. пережил похожий захват строителями центра города. Зато с тех пор год за годом Казань получает «дивиденды» в виде туристов – за год Татарстан посещало до 3 000 000 человек, из них половина в летние месяцы традиционно – иностранцы.
Ещё в 2019 году казалось, что проект ВСМ – высокоскоростной магистрали до Казани умер (с комментарием тогдашнего правительства РФ о сомнениях в числе туристов), но новое правительство Михаила Мишустина летом 2020 года нашло средства (порядка 650 млрд рублей – примерно, как 2,5 Крымских моста). Уже 28 августа 2020 года «Автодор» обязался сообщить имена подрядчиков проекта, который к 2027 году должен сократить время в пути до столицы Татарстана до 4 часов, а от Москвы до «столицы» Урала – Екатеринбурга – до 14 часов. Возможно, именно так «русский Восток» откроется миру, получив товары и туристов как из Европы, так и из Китая. Любопытно, что в данном случае рост туризма непосредственно помог и строителям – обосновать необходимость небывалого проекта было иначе сложно.
Поиск дорог по России
Взаимовыгодные отношения дорог и развития туризма понятны, если посмотреть на опыт Ярославля. Город, чья популярность среди москвичей начала стремительно расти ещё во времена работы здесь Бориса Немцова, смог за последние годы преодолеть комплекс изоляции. В отличие от Твери и Казани дорога в столицу Золотого кольца с огромным древним центром не была загружена выгодным грузовым траффиком. Полумиллионный город, с точки зрения основных транспортных потоков страны, существовал будто на отшибе. Ситуация изменилась при новом руководстве РЖД, которое с помощью скоростных «ласточек» последовательно сократило дорогу до 3-4 часов (вполне «европейского» времени!). Сначала до Нижнего Новгорода, затем до Ярославля и летом 2020 года до Костромы. Развитие железных дорог, как мы писали в предыдущем номере, напрямую связано с развитием строительства железнодорожных мостов и эстакад.
Лишь их высокое качество способно выдержать регулярные высокоскоростные рейсы, которые, возможно, подтянут туризм на новый уровень. К 2020 году число посетителей Ярославской области достигло 5 млн человек в год (всего в несколько раз меньше, чем сверхуспешный Петербург), но и это число может стать больше. Объединить регионы Золотого кольца, возглавляемого городом, основанным Ярославом Мудрым, призван по российской традиции новый дорожный мегапроект, который в перспективе затмит даже ЦКАД. Новое «большое кольцо» на базе ФТ Р132, по словам руководителя «Автодора» Вячеслава Петушенко, соединит также Владимир, Иваново, Кострому, Тверь, Калугу, Рязань. Экономическое обоснование проекта ещё разрабатывается, но опыт, полученный российскими строителями на таких проектах последних лет, как объезд вокруг Хабаровска или транс-крымская магистраль, когда даже преднапряжённые ЖБИ-балки удалось производить по специальной технологии прямо на стройплощадке, доказывает, что оптимизация бюджетов даже на проекты ранее невиданного масштаба стали возможны.
Пока автодороги отстают, а железные дороги активно модернизируются (Ласточки, к слову, планируют запустить кроме ЦФО также на Урале и Сибири), строители смогли помочь и другому популярному способу перемещения туристов. Активное строительство сети аэропортов (см. номер журнала «Горпроект» ещё за декабрь 2016 года) стало приносить свои плоды.
Теперь даже Калуга, которая долгое время считалась практически окраиной Подмосковья, получила свой международный аэропорт, благодаря чему добраться до уникального архитектурного парка в Николо-Ленивце можно за считанные часы из любой точки России. В целом же нагляден следующий показатель: по данным за август 2020 года авиакомпания «Победа», вероятно, стала единственной в мире из крупных авиаперевозчиков, добившихся превышения докризисных показателей и роста числа маршрутов. Секрет успеха российского лоукостера – возможность организации «поездки выходного дня» для миллионов россиян, которые вслед за Пушкиным могут слетать по билетам за 999 рублей хоть в Астрахань, хоть в Новгород, хоть во Владикавказ.
Разумеется, высок трафик и в другую сторону – вечный маршрут россиян из регионов в Москву. Даже в этом насыщенном по ограничениям году каждый летний уикенд столицу России посещает больше 200 000 туристов из регионов. При этом по статистике мэрии Москвы большинство москвичей летом 2020 года остались в городе (так показал анализ дорог и ресторанов) и не спешат поделиться своими кровно-заработанными с регионами собственной страны, а заодно поправить собственно психофизическое здоровье. Кто знает, насколько быстро изменит ситуацию новая инфраструктура и дороги, но то, что рано или поздно это случится, несомненно!