Последним крупным отечественным архитектурным фестивалем, о котором ещё не писал «Горпроект» оставалось легендарное «Зодчество» – большой профессиональный смотр проектов и реализаций по всей России и другим странам, с которыми связаны отечественные архитекторы. В октябре 2021 года спецкор журнала Максим Кирсанов прошёлся по площадкам 29-ого фестиваля вместе с инженерами ГК ПСК, чтобы понять, смогут ли чем-то удивить российские архитекторы в пост-пандемийной новой реальности. Результаты международного смотра-конкурса, темой которого была выбрана «истина» обескураживали: ни одной реализации медицинских объектов не получили даже грамоты, а достойного проекта для гран-при эксперты так и не нашли – впервые более чем за 10 лет. Но обо всём по порядку.
Новая реальность или старые истины
Накануне нового осеннего локдауна и рекордных показателей по коронавирусу, организаторы фестиваля с гордостью констатировали, что смогли установить рекорд по посещаемости (более 30 000 зрителей смогли очно посетить «Гостиный двор») и по вовлечению молодежи, которой было много как никогда. Этому помогли продолжения постмодернистских игр с формами – зрителям предлагались десятки павильонов и проектов, а также просто произведений искусства.
В отличие от прошлого года спорный тезис «Архитектура – это искусство, а архитектор художник» не встречал посетителей на входе, но сама идея явно лишь окрепла в профессиональном сообществе. По всей территории были разбросаны спецпроекты и работы скульптора Леонида Баранова и других художников, которые придавали архитектурному фестивалю характер продолжения «Cosmoscow», «Artlife» и «Архстояния». Надо признать, что превращение отечественных архитекторов из вызывающих яростные споры у горожан технических специалистов при властях – в арт-деятелей, а их профильного мероприятия в яркое шоу – процесс не только естественный (это проходили многие национальные школы и именно на подобного рода мероприятиях расцветали звезды, подобные Захи Хадид), но и полезный, с точки зрения донесения своих идей обществу. В яркой, игровой форме профессионалы на разные лады доказывали обывателям, что делают «красивое», «умное» и «полезное».
В 2021 году особенно отличились региональные проекты, которых также было рекордное количество – 16 вместо традиционных 7-8.
В выразительных павильонах местные урбанисты много показывали рендеры, макеты и иллюстрации наполеоновских планов и большое количество реализованного: от исторических вывесок Рыбинска до храмов Поволжья Самарской области, от Омских новостроек (встречавших посетителя павильона летовским слоганом «Всё идёт по плану!») до блестяще реконструированного модернистского шедевра Калуги – местного музея космонавтики (созданного при участии самого Королева), который по красоте может соперничать с недавно завершенной реконструкцией ИНИОНа в Москве.
Другим центром выставки стал павильон Нижнего Новгорода, который ярко рапортовал об успешном праздновании 800-летия в этом году. Среди ключевых объектов юбилея Нижнего был и «Арсенал» его Кремля, превращенный в 2015 году в филиал ГЦСИ и получивший тогда гран-при «Зодчества» за лучшую реализацию – «Золотого Дедала». В этом году также нашлось место для сходного проекта, о котором мы расскажем ниже. Обращает внимание и «Серебро» в области проектов, которое получила концепция ревитализации туристического центра уже Великого Новгорода, так что тенденция, начатая когда-то скромным по нынешним меркам празднованием 350-летия Иркутска (чей проект воссоздания исторического центра получил самую первую «премию Владимира Татлина») будет продолжена.
Собственно, и куратором фестиваля «Зодчество» был яркий представитель региональной русской архитектуры – главный архитектор Калуги Алексей Комов, разбавивший длинную череду кураторов фестиваля из столицы. «Когда я задумывал тему, мне вспомнилась легенда о том, что истина – это зеркало, придуманное богом. Оно разбилось, и каждый из нас стал носить его осколок в себе... Кажется… настало время объединить эти осколки, чтобы вместе найти путь, который приведет нас в будущее. Мы, архитекторы, не должны забывать свою роль как общественную, так и творческую. Мы служим призванию. Это и есть Истина зодчества», – прокомментировал он свою концепцию. По мнению организатора, в следующем юбилейном 30-ом «Зодчестве» в 2022 году, смогут принять участие не менее 30 регионов. Вне зависимости от того получится ли реализовать этот порыв, его нельзя не приветствовать – наконец российская архитектуры вышла за пределы двух столиц, их протяженных «агломераций» и периодических гастролей столичных звезд в регионы. К таковым можно отнести удостоенные наград в прошлые годы аэропорты Саратова и Новосибирска и менее известные проекты, как например музей «Куликово поле» (добывший гран-при «Зодчества-2016» для известного москвичам соавтора зданий театра на Таганке и «Мастерской Петра Фоменко» Сергея Гнедовского) или музей науки и техники в Томске (выполненный петербургской «Студией 44»), получивший «Премию Татлина» в 2015 году. Собственно, с главными премиями оказалась связана главная интрига «Зодчества-2021» – главную премию за проект так и не вручили никому.
Как не обидеть никого в архитектуре
Немного об архитектурных премиях. В отличие от других областей человеческой деятельности, где распространена погоня за главными наградами, архитекторы России традиционно дружественно относятся друг к другу и обильно награждают коллег памятными знаками, грамотами и медалями за счет множества категорий архитектуры. Из этого сложного паззла и складывается в итоге картина среза современной архитектуры. Однако даже профессионального взгляда не нужно, чтобы увидеть, что эта картина крайне неравномерная.
Среди победителей этого года – Образовательный центр для одаренных детей «Сириус» (петербургской «Студии 44»), который окончательно превратил бывший медиа-центр Олимпиады в Сочи (возведенный когда-то в рекордные сроки с помощью объемной опалубки PSK-CUP) в один из самых современных учебных центров страны. Но нет, например, новых корпусов МГУ и технопарков Сколково, которые скорее всего и будут локомотивом науки в России (хотя в прошлом году в противовес им премию Татлина за лучший проект дали концепции ИТМО – выполненный в духе супрематистов «петербургский ответ Сколково»). Не случайно, получившие мировое признание вакцины, появились прежде всего именно в медицинском кластере Сколтеха.
Промышленная архитектура и инфраструктурные объекты представлены похожими на фантастический фильм о покорении Марса, проектом нового зимовочного комплекса станции Восток ОАО «Запсибгазпром». Этот проект действительно внушает уважение, но где, возможно ещё более невероятные объекты Артик СПГ-2 НОВАТЕКа или Амурский ГПЗ, запущенный уже в этом году.
Понятно, что в огромной, постоянно строящейся стране невозможно охватить всё и видно, как эксперты «Зодчества» пытаются успеть найти архитектурные шедевры по всем категориям, предпочитая малые, но выразительные формы мегарпроектам. За традиционное благоустройство городов наградили авторов набережной реки Клязьма, вдоль бывшей Морозовской мануфактуры в г. Орехово-Зуево, видимо по принципу Оскара или Нобелевки, предлагая зрителям посмотреть на что-то необычное, даже для любителей внутреннего туризма.
Любителя модернисткой архитектуры привет передает Павильон №2 Нижегородской ярмарки, напоминающий сразу половину зданий 1960-1970-х годов постройки. Лучшие жилые комплексы, как принято у Фестиваля нашли в Петербурге, ими объявили ЖК «Фортеция» в Кронштадте и ЖК «Y’ES марата». В качестве привета особенно-удалённым регионам представили «VILLA E», загородный дом, похожий на те, что есть в Прибалтике или на Новой Риге, но – в Камчатке.
Внимание к мостам также принципиально сосредоточили на небольших формах. В стране, где строится гигантский 4-ый мост через Обь и проектируются ещё большие мосты на Сахалин и через Лену в Якутске, где прямо сейчас возводятся десятки искусственных сооружений для высокоскоростной трассы М-12 в Казань, эксперты, будто желая удивить мостостроителей наградили пешеходные мосты и набережные Москвы и области столичный «ГАУ НИ и ПИ Градплан».
Как сообщила нам во время интервью Елена Скрипкина, начальник архитектурно-планировочного управления данной организации среди отмеченных её 5 дипломов оказался даже мост, спроектированный для Нидерландов – состоящий из 2 обитаемых сфер, мост через залив Эй, новые «парящие врата Амстердама».
Создается ощущение, что, почувствовав себя творцами, художниками ведущие архитекторы России пытаются дистанцироваться от мейнстрима государства с его гигантоманией. Исключением стало лишь гран-при фестиваля 2021 года, где наградили авторов станций Большой Кольцевой Линии, тестовый запуск основной части которой ожидается до конца 2021 года.
По совпадению награду получил президент Союза архитекторов России и Москва Николай Шумаков. Он, по словам организаторов, в голосовании за себя участия не принимал. Но исключение лишь подтверждает правило – явное желание архитектурного сообщества спрятаться от мейнстрима. Не случайно впервые за 10 лет было объявлено что один из гран-при – «премию Татлина» за лучший проект вручать некому.
Последний раз подобное было в 2010 году, когда жюри заявило, что нет достойных зданий среди завершенных построек. Эта дихотомия архитекторов, максимально лояльных властей (не случайно одним из самых трогательных проектов выставки «Истина в любви» был посвящен цитатам главного архитектора лужковской Москвы Александра Кузьмина), но одновременно мечтающих изменить атмосферу вокруг. Классическое желание художника (как символично, что главный архитектор Москвы как раз в октябре открыл в столичной галерее «Триумф» свою первую чисто художественную выставку), в экзистенциальный тупик которого, кажется, угодило жюри. Кроме того, пессимизма им мог добавить тот факт, что из 10 последних лауреатов гран-при быстро реализовано оказалось чуть больше половины. В том числе затянулись даже такие камерные проекты как Въездной знак в город Якутск в форме острога из медных трубок и ЖК «РАССВЕТ LOFT STUDIO» в Столярном переулке столицы. Последний хорошо передал любовь жюри фестиваля к мотивам Северной столицы и кирпичным облицовкам, но по гамбургскому счета навряд ли что-то добавил в архитектурную палитру России. Впрочем, так ли это, покажет лишь время и талант строителей в реализации смелых архитектурных идей.
Где 29 там и 30
Старейший отечественный производитель опалубки и строительных лесов ГК ПромСтройКонтракт, с представителями которого мы обсуждаем прошедший архитектурный форум и фестиваль «Зодчество» – ровесники, обоим явления российской архитектурно-строительного рынка по 29 лет, оба – ведут начало с начала современной истории России и вместе со своей страной переживали патриотические подъемы и моменты неопределённости. Позади поиски «вечности», «реконтекста», «новых индустрий» и других прошлых тем заявленных бывшими кураторами «Зодчества» впереди новые масштабные и камерные проекты и нет сомнений, что они ещё получат заслуженные гран-при, знаменуя синхронизацию вкусов экспертов и строительных трендов страны.