Строительная отрасль дольше других сопротивлялась уходу на «длинные входные». Ещё в конце марта о продолжении работы заявляли, например, «Главстрой», «Инград», «Интеко» и другие строительные компании. Но ужесточение режима карантина в регионах подкосило и этот столп российской экономики. К середине апреля остановились большинство негосударственных строек в столице. Лишь под землёй продолжали шуршать метростроевцы. Почти в каждом регионе России появилась своя «сверхбыстровозводимая» инфекционная больница. Дороги строились (почти 5000 км. из них почти 800 – к больницам и поликлиникам), как и многое другое, но по меркам отрасли строительно-монтажные работы в стране почти остановились. О полной остановке объектов на несколько недель в итоге заявили такие гиганты как «Донстрой» и «Ant Yapı». В одном только Московском регионе остановилось почти 400 компаний, которые строили порядка 25 миллионов квадратных метров жилья. «Природа настолько очистилась», что в российский девелопмент вернулся Сергей Полонский (экс-MIRAX), который уже обсуждает с Сергеем Чобаном «бизнес-оазис» в Крылатском, а мэрия впервые за многие годы решилась не перекладывать плитку. Хотя, как и в случае других разговоров на волне «коронавирусного хайпа», новости стройиндустрии не обошлись без передёргиваний. Насколько серьёзно влияние эпидемии на системообразующую отрасль страны изучил спецкор журнала «Горпроект» Максим Кирсанов.
Секреты безболезненной приостановки
Строительная отрасль последней ушла на карантин и оказалась среди первых, кто из него вышел. Уже 12 мая заработали стройки в Москве, а затем в течение месяца и по всей России: от Кубани до Владивостока. Даже в Белокаменке (Мурманская область), где заразилось более 2000 человек в строительном городке Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, ситуация к концу мая была взята под контроль, и почти 11 000 тысяч строителей-вахтовиков из 20 подрядных организаций оказались спасены, благодаря эффективному карантину. В больших городах всё закончилось так же мирно. Голодных бунтов трёх миллионов гастарбайтеров (по независимым оценкам ИА Фергана), которых опасались многие эксперты, в условиях, когда подрядчик может задерживать зарплату, удалось избежать.
Не все, как «Интеко» могли похвастаться, что существенное опережение сроков до эпидемии позволило им не бояться «заморозки» объектов, но благодаря современным технологиям строительства высокий темп взяли сразу почти все сотни компаний. «Современная опалубка или двутавровая балка могут храниться даже под открытым небом месяцами в довольно экстремальных условиях. Стальной высокопрочный профиль типа DELTA с порошковой покраской не ржавеет даже в российском непредсказуемом климате», – рассказывает директор ГК ПСК Роман Селезнев. Аналогичным требованиям соответствует практически всё оборудование на строительной площадке: от крана SANY до бетононасоса Putzmeisrter, от компрессоров Atlas Copco до пушек Master, от подъёмников Genie до гаек DYWIDAG. Все они могут лежать или даже как стойки Промстройконтракт – подолгу стоять на «замороженных стройках», выдерживая нагрузки. Самый хрупкий элемент на стройплощадке, как оказалось, человек.
Марат Хуснуллин, комментируя это, отметил, что одной из причин, почему строительство метро продолжалось несмотря на риски, было не 85-летие столичной «подземки», а страх потерять высококвалифицированные команды, перед которыми поставлены амбициозные задачи. В Москве строится прямо сейчас 105 километров метро, чтобы к 2024 году увеличить протяженность метрополитена на 20%, а число станций и электродепо на 49 новых пунктов. Но это большие гос.проекты, в частных компаниях больше привыкли полагаться на качественный менеджмент, способный аккумулировать ресурсы где надо. По данным «Донстрой», в первые недели после карантина они увеличили число строителей на 20-50%, за счёт чего ликвидировали отставание и взяли темп, который в условиях экономической неопределённости и российского регулирования крайне важен.
«Сегодня на стройке работают 707 человек. Только представьте, за один день наши специалисты умудряются заштукатурить почти 1000 кв. м, проложить более 230 метров труб под отопление, смонтировать более 80 метров воздуховодов» – описывают суету на одном из объектов бизнес-класса в компании. Учитывая, кардинально выросшие требования по безопасности на стройке (включающие теперь «социальную дистанцию», обязательные маски, санитайзеры и онлайн-планёрки), возможно, прямо сейчас мы увидим переход российской строительной индустрии на новый уровень эффективности, где часть специалистов будут быстрее выполнять все бумажные и компьютерные операции, а на строительных площадках взаимный контроль повысит качество и скорость типовых операций. Помогает оптимизации и закономерная активность регуляторов: как заявил Сергей Собянин, 300 строительных организаций только за первый месяц карантина были оштрафованы за несоблюдение требований Роспотребнадзора.
Почему стройки неостановимы
Конечно, никто и не сомневался, что стройки быстро «оживут». Несмотря на все проблемы бизнес остаётся равно социально-значимым и высокодоходным. Причём, если первый фактор получил закономерное развитие в пандемию (одних только новых медучреждений в столице планируется теперь построить не меньше 47!), то второе явление требует пояснений. С одной стороны, строительство часть экономики, а последняя в кризисе. Рубль снова падает, а цены на материалы растут. Член совета директоров ГК «Самолёт» Антон Елистратов прогнозирует при оптимистическом сценарии падение продаж квартир на 30% по сравнению с прошлым годом. С другой стороны, стоимость квадратного метра, особенно в столичном регионе по оценкам экспертов падать не будет. Государственная поддержка на высшем уровне сделал своё дело – спрос стал развиваться по U-образной кривой и после майских пошёл вверх. Не факт, что Никита Стасишин (врио мин.строя, пока руководитель ведомства лечится от коронавируса) прав, когда говорит, что 2020 год теперь лучшее время, чтобы покупать квартиру, но льготной ипотекой под 6%, гарантированной ЦБ, уже воспользовались десятки тысяч человек. Отдельным направлением поддержки стали отраслевые льготные программы – пока Сбербанк традиционно помогает с военной ипотекой, госкорпорация «ДОМ.РФ» (уже получившая 50 млрд рублей на поддержку застройщиков) предлагает возможность льготных кредитов для медработников, которых в стране порядка 2 миллионов человек и зарплаты которых находятся сейчас под пристальным вниманием самого Президента. Эксперт по ипотеке компании ИНГРАД считает, что «ипотечная» гос.поддержка, кроме здравоохранения наверняка, затронет фундаментальную науку, НИОКР и другие неожиданные для рынка «первички» отрасли. И если до сих пор бюджетников среди покупателей квартир ИНГРАД (второе место после ПИК по объёмам строительства) было всего 9%, в будущем ситуация может измениться. А если у частных застройщиков что-то не заладится (в конце концов, даже в США падение на рынке недвижимости 20%), то на помощь придут госпроекты.
В прошлом году было введено почти 80 миллионов квадратных метров жилья, в этом Минстрой надеется на 140 (столько нужно для выполнения нацпроекта, поставленного Президентом). Глава фонда реновации отмечает, что их финансирование продолжается «опережающими темпами». Прямо сейчас строится 2 000 000 квадратных метров в 100 домах в Москве, где планируется в итоге снести почти 5000 хрущёвок с населением в 1 миллион человек. Сдано за первые годы программы, правда, лишь 700 000 квадратных метров из задуманных 6 800 000, но, кажется, разогнавшийся конвейер «собянинок» не остановить теперь никакому коронавирусу. Первые результаты типового высотного строительства внушают сдержанный оптимизм – материалы, опалубка и качество исполнения проектов находится на стыке эконом и бизнес-класса. Вполне возможно, в ближайшие годы они станут одной из главных альтернатив коммерческим новостройкам в новой Москве и на прочих окраинах бескрайней столицы, куда устремились в последние годы все надеющиеся на пусть небольшую, но экономию в строительстве. Есть мнение, что пределы Москвы после периода самоизоляции и вовсе не удержат желающих получить просторное и экономное жильё. Среди косвенных признаков – резкий спрос на загородные участки земли в Подмосковье и десятках других регионов – сообщает «Авито Недвижимость».
Появится ли по итогам «коронавирусного шока» в России долгожданная «субурбия» американского уровня, покажет лишь время – и не такие яркие тренды затихали в наших сложных широтах. А вот что точно останется в российском строительстве – это реформа регулирования. И виновен тут Путин, чья пламенная речь про «снипы-хрипы» уже потрясла основы отечественной стройотрасли.
Путин и коронавирус – как реформаторы строительства
Всё началось с легендарной Инфекционной больницы в Новой Москве, построенной за месяц. Затем последовало ещё 16 быстровозводимых корпусов для больных COVID-19, возведённых силами МинОбороны. Когда после успеха главы министерства Сергея Шойгу (не случайно «инженера-строителя» по образованию), один из губернаторов сообщил о сроках строительства больницы в 2-3 года по всем правилам, президент возмутился и призвал пересмотреть «СНИПЫ-хрипы» и уничтожить число «квазиучастников» на строительном рынке. Дмитрий Анатолиевич Волков, недавно переболевший коронавирусом заместитель Минстроя, пока его шеф – Владимир Владимирович Якушев ещё болел, на критику главы государства выдвинул программу кардинальных реформ регулирования. На первом этапе в ведомстве пообещали сократить на 30% количество документов с обязательными требованиями к проектировщикам и строителям – с 10 до 7 тысяч позиций, а на втором – отказаться еще от 4 тысяч требований. Как оказалось, после выволочки президента, в России требования к строителям разрабатывает 7 федеральных органов власти, а ещё 20 ведомств выпускают бесконечные документы по стандартизации.
К «квазиучастникам» рынка Дмитрий Волков отнёс разработчиков спецтехусловий СТУ, услуги которых стоят до 3 млн. рублей и отнимают до 2 месяцев строительства. Всего же, из года с небольшим среднего времени строительства типовой больницы (или школы) на утверждённой территории, 8-9 месяцев уходит только на согласования. Ещё пара месяцев уходит на процедуру тендеров (которые предлагают сократить в условиях ЧС) и остаётся 2 месяца собственно на стройку. Если обещания в Министерстве строительства и ЖКХ не останутся на уровне заявлений (а это возможно, ведь великолепные отчёты ведомства уже помогли России войти в ТОП-30 стран по простоте ведения строительства в рейтинге Всемирного Банка), то Российскую строительную отрасль ждут действительно новые времена.
Как и в случае с последствиями «оптимизации здравоохранения 2010-ых» не было бы счастья, но коронавирус помог. И хотя до победы над пандемией ещё далеко, нам есть на что надеяться.