Галина Карунина – психолог (@galishok_cipaletta)
В нашей стране в сознании людей поход к психологу – это что-то очень страшное и то, что стыдно произносить вслух. Культура посещения такого рода специалистов в России находится на стадии зачатка, по сравнению с Западом.
Это можно оправдывать и объяснять многими факторами, которые так или иначе повлияли на ментальность и все фазы образования нашего общества. Не каждый готов признать, что нужна помощь, не друга или близкого человека, а психолога. А ведь многие и не осознают, что нуждаются в этом. Все пытаются казаться сильными, бесстрашными, покорять новые препятствия, но порой даже сильному человеку нужна помощь. Побед не бывает без трудностей, а тем более моральных.
ГП: Как вы пришли к тому, что хотите работать с психологическими проблемами людей? Это был юношеский интерес или пришли к этому уже в более осознанном возрасте?
ГАЛИНА: Моя жизнь с детства была связана с психологией людей. Я всегда интуитивно знала, что нужно говорить, как поддержать или мотивировать, как помочь разобраться в проблемах и не унывать. С годами эти способности проявлялись ярче. Лет в 19 в мои руки попала книга Наталии Правдиной о позитивном мышлении, которая произвела на меня огромное впечатление, я поняла, насколько интересно и загадочно мы устроены. Конечно, захотелось разобраться в психологии человека уже с точки зрения науки. С тех пор я начала изучать психологию в разных ее направлениях, проводя свои маленькие эксперименты на людях. Но связывать свою жизнь с психологией профессионально я не думала до тех пор, пока самой не потребовалась психологическая помощь.
ГП: Как вы восстанавливаетесь? Это ведь очень энергозатратно, и, как кажется, морально очень опустошает?
ГАЛИНА: Уверена, что психология сама выбирает тех, кто будет ей служить. Поэтому, вряд ли тот, кому этот вид деятельности покажется тяжелым, останется в ней. Что касается моего опыта, могу сказать уверенно, работа с людьми — это подарок от Бога. Я слышу истории, которыми поделишься не с каждым, а со мной делятся, мне доверяют свои проблемы, переживания, страхи и верят, что я смогу помочь. Безусловно, я не всемогущая, но я точно тот психолог, который поможет, а не навредит. А восстанавливаться мне не приходится по той простой причине, что я получаю такой заряд энергии и благодарности от людей, что меня хватит, как психолога, еще на очень много лет.
ГП: Что для вас энергия и как вы восстанавливаете в себе этот ресурс?
ГАЛИНА: Энергия — это жизненная сила, которая помогает мне двигаться вперед, развиваться. Для того, чтобы энергии у меня было много я расширяю энергоемкость, а вот если чувствую, что силы заканчиваются- восстанавливаю энергию через отдых. Чтобы энергии было всегда достаточно, нужно уметь сохранять и увеличивать свою энергоемкость. Сохраняем мы энергоемкость через покой. Таким образом, наш организм восстанавливается. Если пренебрегать отдыхом, энергоемкость становится меньше, а значит и жизненные силы в какой-то момент закончатся. А вот, чтобы увеличить энергоемкость, следует постоянно изучать новое, пользоваться возможностями, а не избегать их, не лениться и не бояться.
ГП: Галина несмотря на то, что вы сами психолог, приходилось ли вам самой обращаться к таковому? Или вы обладаете достаточным внутренним ресурсом, чтобы самой себе помочь?
ГАЛИНА: Да, был период в жизни, когда мне необходим был психолог. Два года я находилась в депрессии с паническими атаками. К сожалению, психологам не удалось мне помочь. Тогда я не понимала почему, сейчас, когда стала сама консультировать людей с подобными состояниями, я понимаю, что моим психологам не хватило квалификации и, как ни странно, жизненного опыта в этом направлении. Они теоретически понимали, что со мной происходило, а вот практически нет. Их консультации и задания мне не помогали, в итоге меня сажали на антидепрессанты, которые привели к суицидальным мыслям и неконтролируемой агрессии. В какой-то момент я поняла, что закончу жизнь в психиатрической клинике, если не помогу себе сама, потому что в психологах разочаровалась. В конце концов я себя спасла, напоминая каждый раз, что мозг единственный орган, доноров которому нет. Я медленно сошла с таблеток и начала свой путь восстановления, который привел меня к тому, что теперь 90% моих клиентов — это люди с паническими атаками и выгоранием. Я знаю, в каком аду они живут, и знаю, чем им помочь. Но, я настоятельно не рекомендую самостоятельно справляться с депрессией и паническими атаками! В таком состоянии необходима помощь специалиста!
ГП: Каким по вашему мнению должен быть хороший психолог? Как определить? Благодаря тому, что сейчас очень развито информационное поле, развелось очень много и не профессионалов. Если раньше это было сарафанное радио и к хорошему специалисту было очень сложно попасть, то сейчас выбор огромнейший на любой вкус и цвет. По каким критериям можно понять, что да, я могу обратиться к этому человеку и он мне действительно поможет, а не навредит?
ГАЛИНА: Хорошего психолога определить легко - через результаты клиентов. Сейчас мы живем в то время, когда все максимально открыто и доступно. Любой мой клиент, может получить отзыв обо мне от другого клиента, просто попросив меня об этом. Как правило, люди любят делиться хорошими специалистами друг с другом и таким образом о тебе узнают сначала в узких кругах, а потом и все вокруг. Я не даю себе рекламу, как психологу, но очередь на мои консультации на месяц вперед. Не веду профессиональный блог и не кричу на каждом углу о том, что я психолог. За меня это делают мои благодарные клиенты. Поэтому всегда ориентируйтесь на результаты, а не на то, как себя презентует специалист. Современный мир интернета научил нас не слушать все, что говорят и не верить всему, что видишь. Результат – лучшая реклама и рекомендация. Просто попросите поделиться психолога своими результатами или отзывами, и вы сможете определить для себя, готовы вы с ним работать или нет.
ГП: Доводилось ли вам испытывать чувство страха беря человека в терапию? Под страхом имеется в виду, невозможность помочь, сомнения, боязнь навредить?
ГАЛИНА: Нет, если я соглашаюсь консультировать человека, то я уверена в себе и в результате.
ГП: Из предыдущего вопроса вытекает следующий: были случаи, когда приходилось отказывать в терапии, если да, то по каким причинам?
ГАЛИНА: Если я не уверена, что мне хватит компетенции, то от консультации отказываюсь и направляю к другому специалисту. Иногда необходим психиатр, как, например, при депрессиях и тяжелых тревожных расстройствах. Я не стану брать на себя ответственность за жизнь человека, если не уверена, что смогу ему помочь.
ГП: Как попасть к вам на прием и в каком формате проходят ваши консультации?
ГАЛИНА: Последний год мои консультации проходят в онлайн формате, за редким исключением я соглашаюсь на офлайн прием. На данный момент записаться ко мне можно только в лист ожидания, так как на месяц вперед уже все расписано. Чаще всего ко мне записываются по рекомендации бывшего или настоящего моего клиента, передают номер моего телефона из рук в руки. Но, случается, что находят меня через Instagram или попросту являются моими подписчиками, решившими получить консультацию. Кто-то приходит из любопытства, потому что увидел отзывы, кто-то по рекомендации, а кто-то от безысходности. Иногда, беру вне очереди, но, если нужна срочная помощь, в таком случае всегда есть пару резервных мест.
ГП: Что вы применяете в терапии? По каким методикам и практикам работаете?
ГАЛИНА: Я работаю с мышлением. Мне очень нравится ломать ограничивающие шаблоны в головах у людей и показывать, что мир больше, чем видят его глаза. Люблю учить людей слышать свое сердце, следовать ему и становиться счастливыми. Я использую всегда большое количество практических заданий, которые способствуют выявлению блокирующих страхов, а далее помогаю этот страх обезвредить и найти новые возможности в жизни, которые были упущенные из-за навязанных негативных и ограничивающих установок. Я не использую классические методики, не загружаю клиентов теоретическими знаниями. Я помогаю решить проблему максимально комфортным, безболезненным и спокойным образом.
ГП: С какой чаще всего проблемой сейчас обращаются к вам люди? Что их волнует?
ГАЛИНА: Чаще всего ко мне обращаются люди с проблемами в отношениях. И не всегда это только отношения с мужчиной, женщиной, семьей или обществом. Чаще это проблемы связаны с общением с самим собой. К сожалению, в детстве редко учат слышать себя, свои желания. Нас воспитывают удобными. Мы вырастаем и начинаем сталкиваться с первыми неврозными звоночками, попадаем в зависимости или безразличие, учимся выживать, а не жить. И в какой-то момент понимаем, что так продолжаться не может. И именно на этом этапе я знакомлюсь с человеком, которому в дальнейшем помогаю позволить себе жить. Знаете, какую фразу я слышу чаще всего после консультаций? " Спасибо, что разрешила мне мечтать (жить, идти своим путем, быть собой и т.д.)!" Это всегда до слез. Я никогда к этому не привыкну!
ГП: Увеличилось ли количество обращений в связи с пандемией? Ведь люди были подвергнуты огромнейшему стрессу!
ГАЛИНА: Не могу сказать, что обращений увеличилось, но люди стали раздражительнее, беспокойнее и нетерпеливее. Ощущение, что теперь одни спешат жить и боятся что-то пропустить, а другие спрятались по домам и полностью парализовали свою жизнь. И в первом, и во втором случае, я рекомендую расслабляющие практики. Необходимо снять лишнее напряжение и начать жить. Нет никакого смысла заострять внимание на том, что ты не способен контролировать. Нужно привыкать к новым правилам.
ГП: У вас есть очень интересный формат терапии – это нейрографика, которая набирает популярность. Расскажите более подробно об этом!
ГАЛИНА: Нейрографику не практикую отдельно. Но если можно расскажу про тестовые арт-практики. В свои консультации я часто добавляю тестовые арт-практики, которые помогают мне работать с бессознательным клиента. Часто свои страхи и боли мы прячем именно там, поэтому, зачастую, сложно сразу определить проблему. Можно месяцами ходить к психологу, разбирать всю свою жизнь на мелкие истории, но так и не выявить причину. А можно, поработать с бессознательным через арт- тестирование и узнать причину проблем. Для клиента это максимально комфортный способ, а для меня максимально информативный. Например, я могу попросить нарисовать шторм и небо, где я узнаю, как человек ведет себя в конфликтных ситуациях. Могу попросить нарисовать жителей подземелья и, тогда я пойму какие боли прячет мой клиент.
ГП: Вы проводите онлайн-марафоны и это очень необычный и не привычный формат для такого направления как психология! В чем суть такого марафона, скажем так, составляющая и каких результатов можно добиться?
ГАЛИНА: Да, я автор нескольких марафонов по психологии. На самом деле, психологические марафоны — это достаточно популярный и результативный формат групповой консультации. Все мои марафона направлены на саморазвитие, но у каждого своя тема. Так, например марафон " Я есть!", создан специально для женщин, которые забыли о себе и отдали свою жизнь на служение другим, но удовольствия от этого не испытали. Есть марафон «ВинАдел», в котором идет речь о чувстве вины и обвинениях, в нем я учу ответственности. Есть марафон " Чувствовать себя!", который учит любви к себе. Кроме этого, есть еще несколько марафоном, которые так же проявили себя успешно. Изначально я создавала марафон, потому что это было модно, но еще не так распространено, как сейчас, а дальше я поняла, что это отличный инструмент помогать сразу нескольким десяткам людей. На моих марафонах люди исполняют мечты, учатся любить себя и окружающих, мирятся с родителями и перестают подавлять детей, к ним приходит понимание, кто такой взрослый человек и почему ответственность за его жизнь, исключительно на нем. Мои марафоны удивили результатами, даже меня. Совсем скоро, стартует марафон, который мы создали с моим фитнес-тренером, для полных девушек. Мы поможем им похудеть с помощью спорта, питания и психологической поддержки. А к Новому году, будет запущен очередной волшебный марафон, который я так же, буду вести не одна.
ГП: Вы занимаетесь не только психологией, но еще являетесь и профессиональным художником, состоите в престижных художественных союзах! Есть ли какая-то профессиональная связь в этом? Или рисование больше для души, для себя?
ГАЛИНА: Да, я еще и художник. Живопись – мечта моего детства. Я разрешила себе стать художником в 30 лет. Живопись — это результат проделанной работы над собой. Представьте, что вы всю жизнь мечтали быть балериной, а работали бухгалтером. Шли годы и в какой-то момент вы решаетесь бросить все, ради своей мечты! Живопись вытаскивала меня из депрессии, она вдохновляла меня на новую, счастливую жизнь. Я ей безумно благодарна! И, конечно, живопись и психология связаны между собой. Через живопись я могу проявлять людей, заряжать и вдохновлять. Каждый раз слышу от своих клиентов, что не они выбрали картину, а картина их. И живопись, и психология помогает мне служить людям.
ГП: Вы закончили работу на своей книгой, с чем мы вас поздравляем! Это огромный труд и думается интересный опыт! О чем ваша книга и кому она будет полезна?
ГАЛИНА: Книга закончена, но еще идет редактура. Очень жду, когда же она, наконец, появится в руках у читателей. Написание книги — это огромный опыт, я бросала и начинала ее несколько раз, злилась и вдохновлялась, разочаровывалась и чувствовала себя гением. Незабываемо! Моя книга будет полезна всем, так как в ней собрано большое количество практических заданий, выполняя которые вы сможете самостоятельно работать над той или иной проблемой. Моя книга поможет справиться со страхами, сомнениями и отсутствием веры в себя, моя книга будет полезна и тем, кто не умеет мечтать и тем, кто мечтает безрезультатно, моя книга будет полезна тем, кто отчаялся или разочаровался в себе, тем кто в вечном поиске себя и тем, кто себя нашел, но не знает, что с этим делать. Моя книга создана помогать и вдохновлять, мотивировать и заряжать энергией. Очень жаль, что эту книгу никто не написал в то время, когда я в ней нуждалась!
Фото: Акуловская Екатерина