Одной из самых дорогих картин в мире на сегодняшний день признана «Номер 5, 1948», Джексона Поллока. Её в 2006-м году приобрели на аукционе за 140 миллионов долларов (дороже сегодня только «Игроки в карты» Сезанна. Её купили за 250 миллионов долларов). И хотя не искушённому в искусстве человеку работы Поллока, в том числе и «Номер 5, 1948» могут показаться, мягко говоря, странными, у экспертов есть объективные причины оценивать творения художника столь высоко. Среди этих причин — открытие Поллоком новых методов письма и, фактически, «изобретение» нового жанра в живописи. Естественно, Поллок не всегда был мировой знаменитостью и когда-то его работы тоже можно было приобрести за вполне символическую плату. А инвесторы, в свою очередь, сумели увидеть в этих работах надвигающуюся живописную революцию.
Чтобы инвестировать в живопись, совсем необязательно быть коллекционером картин. Можно иметь всего одно полотно, но, как говорится, «зато какое!».
К тому же, чаще всего, полотна со временем растут в цене и инвестиции в живопись — почти стопроцентная возможность будущего заработка (или, хотя бы, не обесценивания вложений). Необходимо сказать, что инвестиции в картины — это всегда инвестиции долгосрочные.
Собственно, для того, чтобы инвестировать в живопись, как и для любых других инвестиций, нужны деньги. Можно пойти по пути наименьшего сопротивления и приобретать себе в коллекцию полотна признанных мастеров. Но нужно понимать, что картины, к примеру, Вермеера, Шагала, Моне, Шишкина или Айвазовского вряд ли удастся приобрести дешевле, чем сто тысяч долларов. Да и продают полотна великих художников сегодня исключительно через аукционы, а значит ещё и предстоит отслеживать возможные лоты и даты предстоящих торгов. Считается, что на сегодняшний самые дорогие — это полотна мастеров Эпохи Возрождения.
Если денег у начинающего инвестора не очень много, можно, к примеру, изучить списки утерянных полотен и отправится на поиски клада. Правда, в этом случае можно просто ничего не найти и обязательно понадобятся очень подробные и высокопрофессиональные знания в области искусствоведения. Но если сам инвестор не заканчивал магистратуру по истории искусств, можно и нужно нанять консультанта. И вот здесь лучше не скупиться, хороший консультант, который может со стопроцентной точностью определить подлинность картины и даже выписать заключение — уже отличная инвестиция.
Если пока не светят возможности прикупить полотно Брейгеля или найти пропавшего Ван Гога, стоит присмотреться к работам современников. Конечно, в этом варианте тоже достаточно рисков. Возможно даже больше, чем в предыдущих. Можно, конечно, положиться на собственное чутьё и найти художника, который через несколько лет прославится и стоимость его работ вырастет процентов эдак на 500. А можно начать скромнее, потратить время на изучение тенденций, определить, какое именно искусство пользуется спросом на сегодняшний день. Причём спрос может отличаться в зависимости от региона. Здесь уже стоит изучать пристрастия региональной публики. Как только в голове инвестора сложиться чёткая картина, какое искусство востребовано на сегодняшний день, можно отправляться в мастерскую художника и приобретать произведения по запросу.
Тут есть небольшой «подводный камень», хотя он, скорее, приносит положительные эмоции, чем отрицательные. Можно вполне наткнуться на будущего Уорхола, но можно и не наткнуться. В первом случае инвестиции окупятся тысячекратно, но и во втором инвестор имеет шансы неплохо заработать. Прежде чем покупать картину у неизвестного художника, стоит посмотреть на неё не как на произведение искусства, а как на бытовую вещь и оценить её с точки зрения банального качества. Грубо говоря, чтоб холст не рассыпался и краска не отваливалась. Затем, приобретя картину, стоит попросить художника написать ещё несколько работ и задать мастеру определённые требования. И пока художник будет работать над новыми произведениями, можно реализовать уже приобретённые.
Больше всего внимания на арт-рынке привлекает какое-либо новшество. И если инвестору удаётся найти того художника, который пишет так, как никто до него, есть все шансы открыть золотую жилу.
Чтобы не очень далеко забредать в дебри прекрасного стоит помнить, что, при всей субъективности оценки различных арт-объектов, существуют достаточно чёткие критерии для формирования стоимости картины. Как бы странно ни звучало, но картина изначально оценивается по размеру. Поэтому у неизвестного художника вполне справедливо картина большого размера может стоить достаточно дорого, но, повторюсь, дорого для работы неизвестного художника. Для начальной минимальной оценки стоимости картины, нужно вычислить периметр конкретного полотна, например, 100 см + 100 см = 200 см. Далее периметр картины умножают на коэффициент художника. На величину коэффициента влияет то, как давно художник пишет (проще говоря, оценивается стаж и опыт работы), насколько мастер известен (под этот критерий подходит участие в выставках, статьи в газетах и журналах, оценки критиков, присутствие работ в каталогах. Участие художника в выставках в европейских столицах способно поднять цену на 10–15%, получение престижной премии поднимет стоимость ещё процентов на 20), количество проданных работ. Соответственно, чем меньше художник известен, тем объективно дешевле стоят его полотна. Но если говорить о работах признанных мастеров с внушительным бэкграундом выставок, присутствия в СМИ и огромным числом проданных работ, существует ещё несколько моментов, которые также увеличивают стоимость полотна.
Провенанс. Это — историческая «нагрузка» и один из наиболее важных моментов при оценке арт-объекта. Если за картиной стоит какая-либо неординарная история или же ею владела какая-либо знаменитость, цена работы значительно возрастает. Но повысить стоимость может и просто грамотный пиар. Так произошло с полотном «Белый центр» Марка Ротко. В 1960-м году Дэвид Рокфеллер приобрёл картину за 8,5 тысяч долларов. Затем вокруг полотна на протяжении десятилетий была развернута обширная пиар-кампания. Выходили интервью с непосредственным владельцем «Белого центра», было выпущено множество каталогов, в которых печатали подробные и захватывающие истории о картине. В итоге в 2007-м году «Белый центр» продали на Sotheby’s за 72,8 миллионов долларов.
Культурная и историческая ценность. Понятно, что произведения всемирно признанных мэтров живописи, картины, которые относятся ко всемирному наследию будут стоить дорого (порой даже баснословно дорого). Но картина малоизвестного автора тоже может представлять историческую ценность. К примеру, если художник успел запечатлеть какие-либо здания, которых сегодня уже нет. Таким образом, неизвестное полотно может стать историческим документом, а инвестор — владелец картины — вправе рассчитывать на увеличение стоимости.
Экспертная оценка. Мнение квалифицированного эксперта добавит веса картине. Важно помнить, что в заключении искусствовед должен обозначить, к какому конкретно жанру относится данное произведение, а также время создания и подтвердить подлинность авторства.
Степень сохранности. Как правило, картины, которые требуют реставрации, продаются несколько дешевле. Предполагается, что новому владельцу придётся нести дополнительные расходы по восстановлению произведения искусства.
Но какой бы путь инвестирования в искусство вы ни выбрали, стоит помнить, что арт-рынок чрезвычайно капризен. Здесь нормальны временные перепады спроса, спад цен на «немодное» искусство.