Влияние изменения климата, которое, похоже, ускорились в последние годы, ещё потребует детального научного анализа. Мы же попробуем подвести предварительные итоги невероятно снежной зимы 2021 года – по оценкам РАН рекордной за полвека! Год назад, в статье о потенциальном влиянии «глобального потепления» мы уже писали, что в случае России, понимать слово «потепление» буквально не приходится. Как всегда, наш климат вслед за историей идёт «своим путём», лишь усиливая свою экстремальность. Более того, крупнейший в 2020 году кейс аварии ТЭЦ «Норникеля», в которой изначально пытались обвинять «таяние вечной мерзлоты» (а в итоге обнаружили традиционную российскую безалаберность в вопросах обслуживания сложных объектов), поставил вновь вопрос (стоимостью от 146 млрд. рублей!), кто может нанести больший вред – природа или человек. Специальный корреспондент журнала «Горпроект» Максим Кирсанов выслушал аргументы экспертов стройиндустрии, чтобы попытаться разобраться в этой загадке.
Можно ли строить качественно ТАКОЙ зимой?
После многомесячных «локдаунов» отечественная экономика не могла позволить себе больших простоев, поэтому, несмотря на рекордно низкие показатели термометров, строительство этой зимой шло особенно активно. Исключение составило жилищное строительство в Центральной России (включая Москву и Петербург, которые сдерживаются новым регулированием через эскроу-счета и проектное финансирование). Промышленное же, торговое, складское и дорожное строительство смогло, кажется, восстановиться. Вице-премьер Марат Хуснуллин уже пообещал построить и отремонтировать за год более 23 тысяч километров мостов и дорог, против 18,5 тысяч в прошлом 2020 году. Не похоронила пандемия и шопинг-индустрию, несмотря на апокалиптические прогнозы: по оценке «Cushman-Wakefield», в России в 2021 году будет введено 600 тысяч кв. м торговой недвижимости.
Возникает вопрос, не кончится ли погоня за количеством и заветными квадратными метрами (о которых ещё отчитываться в дальнейшем президенту) падением качества – традиционно самой спорной переменной российской стройотрасли. Тем более в условиях, когда несколько месяцев погода по всей стране радовала глубоким минусом в районе 20 градусов ниже нуля. Гендиректор петербургского ГК «ПСК» Юрий Колотвин, отвечая на подобный вопрос, отметил, что важно учитывать: «Противоморозные добавки работают до –10, ниже этой температуры растворы надлежащего качества приготовить проблематично». Большая часть же фасадных работ, кладка стен, всевозможные наружные «мокрые» процессы, фактически останавливаются. Эксперты компании «SANY Heavy Industry», уже 20 лет работающие на российских морозах, отмечают, что во время строительства стадионов к Чемпионату мира в 2017 году Россию и Восточную Европу уже накрывало рекордными заморозками. Как и в этом году, даже в южном Волгограде подмораживало до минус 25. «И тогда опытным путём мы установили, что современные бетононасосы отлично подают бетон и в –16 градусов (при условии прогрева для контролируемого набора прочности)», – уточняет Антон Кудрявцев, представляющий «SANY» на российском рынке. «При таких температурах, как сейчас, в –20 и –25 градусов, монолитные работы ведутся редко, но хорошо может вести сборка и разборка строительных конструкций. Так краны SANY работают во Владивостоке, Якутии и Усть-Илимске при температурах до минус –50».
Наиболее распространённым способом строительства суровой зимой, как и дождливо-ветренное межсезонье остаются каркасно-тентовые конструкции («тепляки») и ветрозащитные щиты. Если первые во многом обеспечивают успехи транспортного федерального мостового строительства (хотя используются и в других областях от знаменитого дворца-отеля в Геленджике до объектов метро в Москве), то постепенное, если не сказать медленное распространение последних, возможно, сдерживает рост жилищного строительства, о котором мы упомянули ранее… Зато, там, где данная технология закрепилась, возникли условия для рекордного рывка высотного строительства. Меньше, чем за 10 лет предложение квартир в высотных новостройках выросло в 30 раз. В 2020-ом в столице ввели рекордно много высотной недвижимости (данные из пресс-релиза «Capital Group»): 862 тысячи метров в домах выше 130 метров (против 540 тысяч в 2018-ом и 200 тысяч в 2016-ом годах).
По оценке почётного строителя России Владимира Ресина, нынешний Генеральный план развития города смог привести к компромиссу между защитниками исторического центра и девелоперами. Первые отстояли «скайлайн» внутри Садового кольца, а вторые смогли привести практически все прочие районы столицы к американской метрике, когда к сегменту небоскрёбов относят уже не просто многоэтажные 30-этажки от 100 метров, а высокотехнологичные комплексы с уникальной архитектурой, задающие стиль всей улице, и высотой от 150 метров. Символом этого разделения города станут первые (если забыть, как страшный сон, спорный БЦ «Оружейный») высотки на Садовом кольце комплекса «Chkalov» у Курского вокзала. Затем присоединятся высотные офисные центры РЖД на бывших запасных путях Рижского и Белорусского направлений. Несмотря на огромные сложности при подготовке их фундаментов в испещрённом тоннелями метро и прочими коммуникациями в историческом центре, именно лютой зимой 2021 года оба проекта начали стремительно «набирать высоту». Как видим, строить можно, даже когда сводки погоды напоминают фронтовые.
Почему зимой всегда происходят ЧП?
Возникает вопрос, если всё так хорошо, то почему зимой всё равно происходят регулярные ЧП? Недавний случай – обрушение лесов на Лубянском проезде в Москве, которое на некоторое время парализовало транспорт вокруг «Китай-города». Упавшие на людей леса были стандартные хомутовые, аналогичные тем, с которыми сейчас заканчивается реконструкция «Гостиного двора» для Музеев Кремля и десятки тысяч других объектов по всей России. Значит ли случай, когда несколько дополнительных «тонн» снежных осадков могут обрушить многоэтажную конструкцию, что стоит пересмотреть нормы безопасности с учётом погодных аномалий? За ответом мы обратились к компании, которая производит альтернативу «хомутовым» лесам (стальным трубкам, соединённым простыми замками) – ГК ПромСтройКонтракт, давно пропагандирующий переход на объёмные чашечные леса (запатентованная система «PSK-Cup») и промышленные клиновые леса («PSK-Scaff»). Директор по развитию ГК ПСК почётный строитель России Р.А. Чинарьян не склонен «хоронить» конкурентов, несмотря на их относительно слабые показатели по несущей способности. «Современные строительные СНИПы и так задают с большим запасом запас по нагрузкам», – комментирует ситуацию эксперт. «Наша практика показывает, что чаще всего причиной таких ЧП являются ошибки на этапе сборки, с одной стороны, человеческий фактор, с другой стороны экономия подрядчиков на инженерном сопровождении, вложениях в шеф-монтаж и других этапах работы, которые уже стали стандартом качества на Западе, но всё ещё не спешат прижиться у нас». Не исключено, что наблюдаемый в эпоху пандемии отток южных мигрантов с российских строек, которых медленно и не без сложностей заменяют рабочие-«северяне» улучшит и качество работ в зимний период, просто за счёт большей готовности кропотливо работать даже в лютый мороз. Тем более, как показывает статистика информагентств, число происшествий на стройках в зимний период постепенно падает и уже сравнялось с летними месяцами, когда нет (и, будем надеяться, не будет!) ни метелей, ни возможных обморожений.
Изменения климата и новая урбанистика
Получается, «малый ледниковый период», которым стали пугать нас климатологи не так страшен? Специалисты погодного центра «Фобос» в конце января 2021 года заявляли, что несмотря на яркие кадры гигантских сугробов, говорить о существенном похолодании в этом году не приходится. Многие рекорды были побиты, но средняя температура в столице и вовсе по итогам трёх месяцев оказалась в рамках климатической нормы последних 10 лет. Почему же нам «с земли» видится иначе? С одной стороны, как пишут многие климатологи от руководителя Гидрометцентра РФ Романа Вильфанда, до западных климатологов из Greenpeace и журнала «Nature», погода становится менее предсказуемой, а скачки температуры и осадков всё более резкими – «пилообразными» перепадами. Крайне редко в прошлые годы так часто маятник качался от плюсовой температуры на улицах до радикально низкой. Но есть что сказать и урбанистам.
Так руководитель Центра геокриологических и геотехнических исследований НИЦ «Строительство», Андрей Алексеев обращает внимание, что города должны быть особым образом подготовлены к мощным осадкам, особенно снежным. «Возьмём Анадырь» – предлагает эксперт, обращая внимание на грамотное планирование всех сооружений в столице Чукотки. «Здесь логично расположены здания: это предохраняет дворы от завалов снега. Коммунальные службы имеют возможность работать более качественно, вовремя убирать снег». Среди обратных примеров, десятилетиями страдающих от завалов и пробок – микроскопическая Воркута. Москва, несмотря на свои гигантские масштабы показывает, как точечная застройка и недостатки в городском планировании превращает снегопады в общегородские ЧП, последствия которых «украшают» город затем до конца марта. Что характерно, благоустроенные при Собянине районы в целом избежали транспортных коллапсов, благодаря большому запасу свободного пространства из столь нелюбимых обычно автомобилистами «велодорожек» и прогулочных пешеходных зон.
Эксперты отмечают, что многие северные города, которым снегопады угрожают чаще чем столице, начинают внедрять московские практики благоустройства и реновации. Например, по данным А. Алексеева, так решает свои транспортные проблемы сейчас Норильск.
Но, как известно, мало добраться до дома, надо ещё как-то пережить в нём экстремальную зиму. В ответ на температурные рекорды муниципальные власти предсказуемо активизировали централизованное отопление и получили шквал разнонаправленных отзывов от тысяч горожан. Кому-то слишком жарко и приходится в 30-градусный мороз держать открытыми окна, кому-то холодно и нужно тратиться на обогреватели, а кто-то с тревогой ждёт счета за ЖКХ. Разумеется, универсального ответа тут нет, хотя исследования лидеров российского рынка изоляционных
материалов, таких как «ТЕХНОНИКОЛЬ» или «Rockwool», показывают, что оптимальные решения в каждом конкретном случае можно подобрать ещё на этапе строительства или капитального ремонта. В среднем в год ремонтируется 1-2 тысячи домов в обычном регионе России или всего примерно 96 тысяч многоквартирных домов по всей стране – из 725 тысяч, включённых в программы капремонта. Получается, до конца 2020-ых годов жители проблемных домов наконец смогут не бояться погодных аномалий. По крайней мере, все возможности для этого у строителей есть.