Идеальный шторм на рынке строительства. Почему в 2021 году подорожали все стройматериалы.
В июне 2021 года пока Центральная Россия изнемогала от рекордной жары, в строительной отрасли атмосфера была неожиданно куда более горячей. Специалисты и простые покупатели стройматериалов зафиксировали за первые полгода рост цен от 50% практически на всё, что используется в строительстве: до 100 % на арматуру и другие металлические элементы и, даже, до 200–300% на пиломатериалы (вплоть до фанеры и сделанных из опилок плит ОСБ-3). Что это? Новые последствия пандемии или глобальный картельный сговор производителей-монополистов? Эти и другие вопросы обсудил с экспертами рынка спецкор нашего издания Максим Кирсанов.
Поиск виноватых среди строителей
Понимание причин – первый шаг к поискам пути выхода, тем интереснее причины перегрева строительного рынка, озвученные российскими властями. Как и в случае с внезапными вспышками коронавируса, крайними очень близко оказались граждане. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина не только заявила в июне, что льготная ипотека привела к тому, что «реальная доступность жилья не выросла, потому что дисбаланс спроса и предложения привёл к росту цен и съел всю выгоду от снижения ставок», но и пролоббировала у Президента страны снижение лимита кредита на жильё до 3 миллионов, что автоматически отсекло миллионники. Вице-премьер Марат Хуснуллин скорее не согласился со своей коллегой, заявив, что по данным расследования ФАС ипотека в среднем привела к росту цен на 4–5%, а всё остальное – влияние пандемии, прежде всего оттока мигрантов. По данным чиновника, в России не хватает сейчас миллиона дешёвых рабочих рук. На стройках Москвы этим летом вместо привычных среднеазиатов можно увидеть даже африканцев – строй-подрядчики ищут любые возможности для поиска рабсилы. В российском правительстве уже пообещали поддерживать либеральный подход к миграционной политике и даже максимально помочь с вакцинацией приезжим.
Впрочем, в отличие от чиновников сами строители это панацеей не считают. Ведь рост цен на жильё только начался, а вот рост цен на стройматериалы в России лавинообразно набирает обороты уже более полугода (с 2-кратного роста цен на арматуру и металлопрокат в декабре 2020-го). Затем присоединились пиломатериалы, изоляция и далее всё остальное вплоть до гвоздей и кирпича (на 22%!).
Производители стройматериалов – от металлургических предприятий до лесозаготовительных организаций – конечно, нашли, что ответить. У них тоже дефицит рабочих рук и проблемы остановки производств в локдауны. Везде сообщают о росте затрат на логистику, гос.регулирование («размеры налогов и пошлин теперь сверяют даже с помощью дронов!», – вздыхал на конференции «Малоэтажное строительство» один из лесозаготовителей) упаковку и базовое химическое сырьё. Не хватает даже клея для склейки опилок в пресловутые плиты ДСП или ОСБ-3, показавшие 300% процентный рост, в том числе за счёт 50%-роста цен на компоненты (при огромной очереди на их получение). Как оказалось, несмотря на большие планы по импортозамещению в России по-прежнему нет своего производства изоцианатов (основного компонента для получения полиуретанов, необходимых для всей базовой изоляции), который везут из Индии и Европы (вернее везли, пока пандемия не нарушила логистические цепочки). За массой технических подробностей, однако ни для кого в отрасли не секрет, что накопить за зиму складские запасы на лето, как обычно, у заводов не получилось не столько из-за дефицита, сколько из-за непрекращающегося роста экспорта. Выбирая между внутренним рынком и внешним, заводы почти на 100% выбирали иностранных покупателей, готовых платить больше. Цены в результате выросли везде.
Россия в кольце покупателей
«Бойся желаний своих, ведь они исполнятся» – гласит народная мудрость, также приписываемая Лао–цзы. В некотором смысле это явление произошло с российской мечтой об импортозамещении, которое нарастало с 2014 года. Россия всё меньше импортировала, и всё больше переориентировалась на экспорт – особенно товаров, котируемых на бирже. Помогло падение курса рубля. Производство балок и досок в России оказалось вдвое дешевле за счёт сырья и низкооплачиваемой рабсилы, чем в США и Канаде, выяснилось во время выхода на IPO весной 2021 года холдинга Segezha Group («дочки» АФК «Система»). Россия, обладающая почти 20% мировых лесных запасов и 50% всех хвойных лесов в мире, – закономерно стала крупнейшим экспортёром пиломатериалов. С 2015 по 2019 год поставки из России выросли на 4,5 млн куб. м, до примерно 27 млн куб. м, в «пандемийном» 2020 году – 30 млн кубов. А в планах – рост экспорта российских пиломатериалов до более чем 35 млн кубов. По оценкам финских экспертов из «Vision Hunters»: кроме Европы и Азии, скоро российская древесина завоюет даже Африку. Европейцы уже жалуются и вводят новые 15% пошлины из-за «демпинга россиян», но огромный мировой спрос очевидно не даст в ближайшее время остановится потоку экспорта. Посидев на жёстких карантинах, американские и европейские обыватели голосуют своими денежными запасами, активно обустраивая свои субурбии, вновь ожившие в эпоху «удалёнок».
Желая помочь западным и восточным «партнёрам» за счёт оплат в валюте и покрыть их дефицит, производители безжалостно работают на дефицит в России, которая также скопила за пандемию огромной отложенный спрос. Цены устремились вверх, но желание строить в нашей стране, как оказалось, не отстаёт от мирового пост-пандемийного возрождения и рынок «перегревается». Когда товара с одной стороны мало, галопирующе растёт розница, но не везёт и оптовикам – чтобы не останавливать производство своих товаров, b2b-компании готовы заплатить любые деньги и инфляция выходит на новый круг. Древесина – не только основа мебельного бизнеса и малоэтажного строительства, но и часть огромного числа производственных цепочек – вплоть до опалубки, которая хорошо работает лишь с фанерными щитами или упаковки товаров (которая и так сильно – примерно на 70% – подорожала из-за дефицита в химической промышленности). И всё это на фоне жалоб небольших владельцев лесных делянок на гос регулирование в пользу крупных производителей. Как часто бывало, аффилированные с властями структуры активно двигаются в сторону монополизации рынка и выдавливания небольших и более гибких производителей.
Похожие проблемы, но даже в более глобальном формате происходят на рынке металлургии. Если российская древесина особенно одинаково популярна и в Европе и Америке и в Китае, то в случае металла, именно последний является решающим фактором. И дело оказалось не только в восстановительном пост-пандемийном росте, но и в долговременной политике китайских властей. Они уже более 5 лет планировано сокращали избыточные металлургические мощности в свой стране, боролись с нелегальной выплавкой стали и устаревшими предприятиями – всего было выведено около 20% производств, а оставшиеся активно модернизировались в рамках стратегии декарбонизации. Эта политика не только прекратила период «дешёвой стали» в мире (падение её стоимости в мире составило 57% с 2011 по 2015 год.), но и стало окном возможностей для российских компаний. В результате российские предприятия, как и лесозаготовители, оказались переориентированы на экспорт и постепенно навязывали общемировые цены на внутреннем рынке, что привело как минимум к двукратному росту цен на арматуру, сваи и другие строительные материалы – например, опалубочный профиль.
«В настоящий момент, повышение цен захватило и нас – ведь выросла цена основных комплектующих – прежде всего стального профиля», – комментирует директор по опалубочным системам ГК ПромСтройКонтракт Роман Селезнёв. «При этом, чтобы сдержать рост цен мы вынуждены уменьшать собственную наценку – инфляция цен на сырьё парализует развитие более сложных производств».
Правительство в этих условиях долгое время не спешило с действиями и даже способствовало росту экспорта, убирая преграды (например, в 2021 году экспортироваться стали все металлы, отмечает следящий за этим процессом эксперт Павел Пряников, вплоть до рекордного вывоза золота). Власти явно надеялись на автоматическую балансировку рынка, но притяжение таких крупных покупателей, как КНР, явно исказило рыночные механизмы. Под угрозой оказалось даже святые святых российского бюджета – гособоронзаказ и планы по дорожному строительству. Заключённые в начале года контракты к лету просто не могли быть выполнены. Разумеется, крупные стальные магнаты пообещали пойти навстречу государству, а вот остальной части строительного сектора, было де-факто предложено выживать в меру возможностей, к счастью такие возможности были.
Время оптимизации строительных проектов
«Выигравшие тендеры летом 2021 года уже позавидовали проигравшим», – комментирует директор по развитию ГК ПромСтройКонтракт парадоксальную ситуацию этого сезона, когда спрос в России и во всём мире приводит к постоянному пересмотру смет. Многие оптимисты среди частных заказчиков и маленьких компаний, кто может отложить строительство до более спокойных времён уже взяли тайм-аут до зимы. Но большим компаниям, связанными обязательствами, останавливаться нельзя. «К счастью, мы вошли в этот период с большим инструментарием в области оптимизации проектов», отмечает почётный строитель России Р.А.Чинарьян. «Расход арматуры, поразившей своим ростом, – как показала наша практика можно существенно уменьшить с помощью замены сварки на механическое соединение резьбовыми муфтами из стали». Для уменьшения толщины перекрытий проектировщики ГК ПромСтройКонтракт предлагают технологии преднапряжения. Для уменьшения числа свай при укреплении котлованов – геотехнические разработки и мини-сваи. И, конечно, в ход идёт масса решений для ускорения строительства. Ведь известное правило – чем быстрее строишь, тем дешевле в эпоху, когда цены растут ежемесячно, приобретает решающее значение. Среди характерных особенностей сезона – рост спроса на скользящую и самоподъёмную опалубку, которая позволяет подниматься бетону в сутки на 2–3 метра. Эта когда-то редкая технология из области строительства небоскрёбов стала популярна в промышленном и мостовом строительстве. Даже для гражданского строительства, где ничто не меняется часто десятилетиями в Москве, чтобы выполнить программу реновации, началось внедрение инновационных решений, вроде туннельной (не путать с тоннельной) опалубки ПСК, которая позволяет заливать сразу и стены, и перекрытия в жилых зданиях.
Удастся ли стабилизировать рынок покажет лишь время. Решение российского правительства на дополнительные пошлины на экспорт металла, в конце июня замедлило рост, но отнюдь не остановило (несмотря на синхронные действия китайских властей, также обеспокоенных перегревом своей экономики), а главное, не решило проблемы дефицита – ни у нас, ни за рубежом. Заявленный запрет на экспорт пиломатериалов с 2022 года и вовсе явно усилил панику – все производители торопятся продать, пока можно, а власти явно не против заработать валюты – при условии оплаты всех пошлин. С другой стороны, есть и логистические ограничения на дальнейший рост экспорта, особенно в направлении Азии – отмечает П.Пряников. «Транссиб уже загружен под завязку углём, нефтепродуктами, зерном, металлами, тем же лесом».
Помогут ли все эти факторы отечественным строителям, покажет лишь время, но скорее всего, пришла пора вновь привыкать к новой нормальности, где цена жилья вырастет на 30–50%, в случае столиц не менее чем на 20 000 за квадратный метр. А возможно и больше. Остаётся лишь надеется, что успешный экспорт и рост производств в долговременной перспективе стимулирует и рост доходов в стране, который позволит перегретой экономике не стать жертвой «теплового удара».