Более года назад в самом начале неспокойного 2020-ого мы делали обзор результатов архитектурного «Оскара» – знаменитого фестиваля WAF, который наметил направления развития для тысяч архитекторов по всему миру. Пандемия прервала поступательное развитие отрасли, притом, что строительство и не думало останавливаться.
Получалось, что архитектура начала топтаться на месте – без потока новых концепций и идей? Следующий WAF даст ответы лишь летом 2021 года в Лиссабоне, и то, если ситуация с пандемией не станет хуже. Россия, как всегда, идя своим путём, уже объявила о победе над COVID-19, и главный российский архитектурный фестиваль «Золотое сечение» спокойно прошёл в Москве апреле 2021 года. Что характерно на фестивале не было ни объектов здравоохранения, ни представителей модной космической тематики. Спецкор журнала «Горпроект» Максим Кирсанов вместе со множеством других посетителей фестиваля изучил самые интересные объекты, показанные на фестивале (о многих, уже построенных с российской опалубкой мы рассказывали в прошлых выпусках), познакомился с победителями и услышал от них и экспертов в жюри множество интересных мыслей о том, куда движется российская архитектура.
Мирный конкурс во время чумы
Несмотря на то, что даже президент Путин фактически признал необходимость повторного локдауна во всероссийском масштабе в первой декаде мая, ни одна из 74 представленных в конкурсной программе «Золотого сечения» архитектурных работ не намекает на эпоху, в которой мы живём. Вполне возможно, работники стройиндустрии, здраво оценивая скорость реализации своих проектов, попросту признают, что к моменту, когда все их идеи будут воплощены, о пандемии скорее забудут. Хотя, если приглядеться, некоторые признаки «новой реальности» разглядеть можно. Если в 2019 году, главным достижением отечественного зодчества была объявлена подчеркнуто деревянная вилла «Клаугис» в Латвии, то в наше время заметно желание обустраивать свои дома поближе, возможно, памятуя длинные месяцы «самоизоляции». Среди номинатива на главные награды фестиваля: частные дома в стиле Мис ван дер Роэ в «Millennium Park» на Новорижском шоссе (обещающие покупателям «образы Венеции»); йога-залы на той же Новой Риге, новый ТРЦ в шаговой доступности в Барвихе, напоминающий разросшуюся эковиллу «Клаугис»; частная галерея в поселке «Горки – 1» от UB.DESIGN, пансионат для престарелых в Московской области от бюро PRYSM (напоминающий коттеджный поселок); дизайнерский коттедж «Синергия» (спроектированный в точном соответствии с законами фен-шуй); частные дизайнерские православные купели для курортов Крыма; подчеркнуто «уютные» в стиле скандинавского хюгге загородные дома проекта «VILLA E» на Камчатке, новый квартал в Москве в рамках ЖК «Символ», созданный по принципу город в городе; новая резиденция патриарха «Триумф-Атриум» и так далее.
Всё это – свидетельство тенденции к обустройству непосредственно жилого пространства во времена закрытых границ, когда не так просто бросить все и «уехать жить в Лондон». Под таким ракурсом эта тенденция не может не вызывать симпатию – наконец-то заказчики повернули голову не к Швейцарии или Прибалтике, как еще недавно, а непосредственно к родине, где им возможно сидеть на карантинах, беречь пожилых близких и ходить в медицинской маске за покупками в ТЦ – пусть даже и в элитной Барвихе. При этом некоторые проекты этой волны выглядят вполне зловеще. Например, пугающе автономный «комплекс временного пребывания, расположенный в экстремальных условиях площадь более 40 тысяч квадратных метров» от бюро «Ginzburg Architects» напоминает огромное убежище на случай атомной войны в духе апокалиптических фантазий «Доктора Стрейнжлава» Стенли Кубрика. К счастью, этот проект, получивший почетный диплом от жюри, был скорее исключением и основное направление фестиваля было позитивным.
Главными темами круглых столов и дискуссий с участием главного архитектора Москвы – был вопрос увеличения числа и развития «креативных кластеров», то есть, по сути, мест для коллективной работы и отдыха. Успешный редевелопмент старых промышленных пространств позволил распространить его на новые неожиданные территории. Так, в рамках реновации, в креативную торгово-развлекательную зону предлагается превратить даже старые «торговые ряды» в стиле советского модерна, спрятанные внутри ожидающего реновации района близ Реутова у самого МКАДа.
Даже в номинации «печатный труд» в 2021 году был награжден Владимир Кереметчи за цикл книг об Италии и архитектуре Флоренции. Как мы видим, архитекторы тоже люди и скучают по любимым странам. Как это отличается от подчеркнутого порыва изменить мир в доковидную пору, когда аналогичная награда в 2019 году была вручена Виктору Логвинову за книгу о том, как новаторам объединить природу и архитектуру. Жюри, будто, пересмотрев приоритеты за время самоизоляции, призвало – «Мы не хотим больше революций, пусть даже самых благородных, мы хотим возврата к нормальности. И главные лауреаты это полностью подтвердили.
Главные тенденции российской урбанистки на примере победителей фестиваля «Золотое сечение»
Гран-при фестиваля получили два проекта, которые известный искусствовед Юлия Тарабарина охарактеризовала как «самый звучный проект Подмосковья и самая скромная постройка Москвы». Первый проект – огромный театрально-концертный комплекс «Вселенная Чайковского», который займет площадь 11 Гектар в Клину с разнообразными историческими и футуристическими постройками и почти обязательным в наше время амфитеатром для концертов и выступлений. Проект развивает концепцию крупных парков, подобных Зарядью и ВДНХ в Москве, но распространяет позитивный столичный опыт на провинцию, развивая таким образом косвенно тренд на внутренний туризм, наметившийся в эпоху пандемии. Если посмотреть на других участников «Золотого сечения», отмеченных жюри, то можно увидеть, что аналогичные подходы развивает целая плеяда проектов. Успешно реконструированный вокзал города Иваново и ещё только нарисованный проект воздушной, будто парящей воздушным замком пристани в Уфе восходят к успешной реконструкции Северного Речного вокзала в Москве. Филиал русского музея в Кемерово принесет идеи хай-тека в духе Нормана Фостера в сибирскую глубинку. Или в деревню в Краснодарском крае, где с подобными архитектурными решениями предложено построить винодельческое хозяйство «Скалистый берег». Или же футуристический музей о Зое Космодемьянской в деревне Петрищево, где она погибла в Великую Отечественную войну. А авиационный учебный центр в городе Батайске, спроектированный по заказу корпорации «Вертолёты России» напоминает решение Захи Хадид для Технопарка Сколково.
Участвовавший в знаковых московских реконструкциях директор по развитию ГК ПСК Чинарьян Р.А. отмечает, что кроме тиражирования успешного опыта Зарядья (уменьшенной версией которого станет, например, и новый комплекс у Павелецкой площади), российские урбанисты имеют опыт крупного регионального строительства в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в России. Тогда было показано, что несмотря на масштабы с современной техникой и российской опалубкой, можно создать современные комплексы даже в местах, которые ранее были практически оторваны от современной инфраструктуры. Последовавший после мундиаля опыт поддержки этих комплексов показал, что лишь их активное творческое использование, превращение в центры местной жизни позволит им не прийти в запустение. Таким образом, шансы на успешную реализацию «вселенной Чайковского» и её продолжателей велики как никогда – опыт есть как на уровне строителей, так и на уровне сити-менеджеров и урбанистов.
Второй проект, получивший Гран-при, уже в статусе реализованного подчеркнуто иной по стилю и идее. Это реставрация комплекса офисных зданий на Верхней Красносельской улице в Москве, реализованная архитектурной мастерской Лызлова (АМЛ). Когда смотришь на этот невысокий комплекс аккуратных, покрашенных в светло-серую гамму, дореволюционных кирпичных построек с очень аккуратным стеклянным входом во внутреннюю часть, поначалу сложно понять, что же в нем особенного. Но в этом и секрет – делая не арт-резиденции, не концертные залы или общественные пространства, а подчеркнуто функциональный частный офисный центр, команда архитекторов смогла сохранить дух старой Москвы, с новым функциональным наполнением. Никакого пафоса, никаких кричащих деталей, бережно сохраняя историческую часть и возводя новые корпуса из аналогичного кирпича для формирования единообразной дружелюбной среды авторы проекта сделали его соразмерным человеку, не давящим и не выбивающимся из облика города. Вполне возможно, такого подхода – бережного даже к непризнанным памятникам старины и не хватает многим российским городам. Как подчеркнули авторы близкого по духу проекта аккуратной реконструкции Бахрушинского театрального музея их цель, не интервенции в историческую среду, а борьба с русской «заброшенностью, разрухой, недружелюбной средой». Кто знает, возможно, как опыт мегапроектов из Москвы распространился волнами по всем регионам, так и этот подход постепенно вытеснит кричащие дисгармоничные архитектурные решения из российских городов.
Как известно, правило «золотого сечения» одинаково обязательно для искусства, дизайна интерьеров и архитектуры. Его уважали Леонардо да Винчи, Ле Корбюзье и создатель «Москва-сити» Б. И. Тхор. Вполне возможно, что одноименный фестиваль так же, как и его старший брат – международный WAF, станет путеводной звездой для нового поколения архитекторов, показывая, что надо стремиться не к строительству все более высоких небоскребов (подчеркнуто игнорируемых фестивалем), а к созданию дружелюбной среды для жизни самых разных людей.
Сегодня «Золотое сечение» ассоциируется еще и с одним из значимых фестивалей, высшая награда которого – бронзовый барельеф с изображением спирали – является доказательством профессионализма, признания заслуг и украшает кабинеты многих известных московских бюро.