В мае 2021 года все, интересующиеся новостями строительства в России, были взбудоражены внезапным сообщением о начале работы над вторым небоскребом Газпрома в петербургской Лахте – конечно, еще выше первого. Планируется второе по высоте здание в мире сложной закрученной формы, напоминающей фантастически тонкий рог единорога. Оставляя за скобками мечты архитектора проекта Тони Кеттла сделать аналог шпиля Адмиралтейства в скайлайне северной столицы, главный вопрос – возможна ли в целом реализация амбициозных проектов в стиле «бионической» архитектуры в стране, где почти ничто не происходит, как запланировано. Специальный корреспондент нашего издания Максим Кирсанов, принимавший участие в строительстве «Технопарка» Сбербанка в Сколково, а ранее – «Dominion Tower», заметно разошедшегося с проектом Захи Хадид, собрал мнение экспертов строительной индустрии, почему без всяких ЧП, финальный результат часто отличается от самых красивых рендеров.
Скорость как спасение
Конечно, неправда, что в России совсем нет бионической архитектуры. Многие образцы даже вошли в анналы мировой истории архитектуры. Среди них: напоминающая перевернутую лилию Останкинская телебашня, выполненный в виде гигантской бетонно-деревянной бабочки велотрек в Крылатском, закрученная спиралью ДНК башня «Эволюция» в Сити (созданная Филиппом Никандровым) или сливающиеся с парковым ландшафтом павильоны Зарядья… Список отнюдь не исчерпывается этими работами. И не ограничен даже Москвой. Идея гигантских колонн-деревьев из Внуково перекочевала в объекты Олимпиады в Сочи, а теперь и в новейший проект Сергея Олеговича Кузнецова – второй терминал Толмачево в Новосибирске, активная стадия строительства которого началась в 2021 году. Однако, получится ли все, как нарисовано на рендерах? Характерный пример – «Dominion Tower». Изначальный проект, в котором плавно текут гигантские тектонические плиты (снаружи), а внутри – огромный атриум рассекают стильные лестницы, оказался неподъемен для девелопера, привыкшего к ценнику стандартных офисных пространств. Сохранив до некоторой степени вау-эффект и даже воплотив с помощью преднапряжения «ПСК-Строитель» и объемной опалубки типа «PSK-CUP» тонкие перекрытия, застройщик начал экономить на консольных выносах (делая здание более плоским и простым, в духе «Города столиц»), оригинальные детали заменять типовыми (например, остекление), в целом – экономить на материалах, отделке, а затем даже на мебели (достаточно заглянуть в любое из окон получившегося здания на Шарикоподшипниковой улице).
На этом фоне легко понять беспокойство градозащитников, которые не верят, что будущий ЖК на 35-метровых колоннах, зависающий будто инопланетный корабль над Бадаевским заводом, получится таким легким и воздушным, как нарисовали. Многие предполагают, что сложности устройства коммуникаций потребуют утолщения колонн и воплотить «красивую картинку» в жизнь будет затруднительно.
Характерно, что ключевым фактором для удачной реализации сложных проектов является скорость. Кажется, что лишь неспешная и вдумчивая реализация должна способствовать оптимальному результату, но на деле любое затягивание в российских условиях – повод для упрощения проекта в итоге. Вполне возможно, правы российские лидеры, многократно, но демонстрирующие, что лишь в условиях аврала (перед обеими Олимпиадами, перед Чемпионатом мира, просто перед условным дедлайном, как было в случае парка Зарядье) есть возможность сделать все, как задумывалось изначально. Однако не будем идеализировать мобилизационный менеджмент. Часто оказывается, что секрет был в изначальном реалистичном подходе инженеров и проектировщиков, которые помогали своими наработками строителям. Внедрение на этапе проекта муфт для арматуры, позволило реализовать амбициозный микрорайон «Welton». Также позволило сделать бионический фасад из фибробетона для стиллобатной части комплекса (где будут ТЦ и общественные пространства). Один из самых успешных проектов востока Москвы – ЖК «Символ». Он изначально был максимально быстро возведен с помощью типовой инвентарной опалубки стен и перекрытий, а затем обзавелся впечатляющей изящными переливающимися линиями на фасадах.
Разумеется, амбициозная архитектура не может ограничиваться фасадами, активно работая с общей формой зданий. Это может быть каплевидная форма двух половинок «Grand Tower» на 15-ом участке Сити (потребовавший создания крупнейшей в истории России ветрозащиты), выполненные в форме трехлистников башни ЖК «Крылья» или куда менее известный, но удивительно изящный комплекс «Аист» в Санкт-Петербурге, своей сложной формой продолжающий бионические тенденции первой башни Лахта-Центра. Получается, все возможно, если повезет? Не совсем, утоняют опрошенные нами эксперты – есть много ловушек даже у проектов, получающих режим высочайшего одобрения. Так, например, штаб-квартира Яндекса на Воробьевых горах, которая в погоне за одобрением аудитории собрала в себе сразу все популярные направление и экологичность, и бионичность переливов зданий и архитектурный бетон – имеет шансы если не забуксовать, то оказаться на рендерах лучше, чем в живую.
Миф об архитектурном бетоне
Например, несмотря на всеобщее восхищение штаб-квартирой Медной Компании в Екатеринбурге и аналогичных проектов – растущая популярность архитектурного бетона во многом миф, в круге почитателей претенциозной «фестивальной» архитектуры. «Да, он появился в России», – отмечает в интервью нам ведущий инженер ГК Промстройконтракт Василий Василенко. «Мы работаем с ним, как на проектах крупного уровня (например, наша опалубка «PSK-Classik» использовалась в Технопарке Сколково по проекту Захи Хадид), так и на массовых проектах (например, входная группа ЖК «Clever Park» в Екатеринбурге. Можно сказать, что лицевой бетон проник даже на бюджетные проекты в рамках ренновации (и мы отнюдь не про автопарковки, которые традиционно обходятся без отделки, хотя уровню архитектурного бетона не соответствуют)». Нет, речь именно об интерьерах (для использования лицевого бетона в экстерьерах в России слишком экстремальный климат). Однако, в любом случае, лицевой бетон используется у нас как изюминка, возможность сделать более «по-западному». Это сильно отличает от применения в Европе или США, где лицевой бетон – визитная карточка общественных пространств, например, метро. Отсутствие опыта в России сказывается и на проектировании, где архитекторы часто не подстраиваются под размеры типоразмеров щитов, создавая дополнительные сложности для опалубочных компаний, которых могло бы быть и меньше.
«В крупнощитовой опалубке, такой как PSK-Delta, есть 8 отверстий для стяжки, а реально используются только три. Но след на бетоне оставляют в итоге все», – уточняет инженер ГК ПСК Виктор Репников. «Балочно-ригельная опалубка позволяет разместить стяжки там, где их будет минимально видно, а также сделать максимально ровными стыки. Однако тут все утыкается в профессионализм рабочих на стройплощадке – уровень квалификации тех, кто собирает опалубку и работает с ней. Повторюсь, только 20% результата зависит от опалубки, остальное – от множества других факторов». Некоторые – как качество бетона напрямую связаны с географо-логистическими сложностями в России. «В итоге мы должны получить поверхность не просто без стандартных рытвин, а именно визуально не требующую дополнительной обработки. Наш опыт показывает, что помочь могут дополнительные материалы, прикрепляемые к опалубочной палубе – например «матрицы» Multistone или текстурные панели Valero. Данные материалы крепятся на опалубку аналогично покрытию Zemdrain, которое используется в мостовом строительстве».
Без учета этих нюансов даже самые прогрессивные проекты, подобные штаб-квартире Яндекса, под угрозой на этапе реализации. Там мало взять качественную фанеру, вроде WISA UPM или SVEZA Deck (которые используют для этих задач ПСК), и аккуратно нарезать стандартные листы по нужной форме.
Несмотря ни на что, архитектурный бетон и элементы бионического дизайна продолжают прорастать при строительстве отелей, частных домов, стадионов Чемпионата мира и других сложных объектов – от креативных пространств до новых поликлиник, лабораторий и технопарков СКОЛКОВО. На крупнейшем из них, который возводится в 2020-2022 годах, компанией Сбербанк, вновь попробуют быстро воплотить в жизнь одни из сложнейших идей в истории российской архитектуры. «С учетом нашего опыта и понимания возможных сложностей мы настояли, чтобы инженеры-супервайзеры ПСК постоянно присутствовали на объекте, контролируя качество сборки опалубки для архитектурного бетона, в том числе систем для одностороннего бетонирования», – комментирует Вячеслав Бумажников, разрабатывающий спецопалубки для нестандартных проектов компании «Промстройволга».
Характерно, что в 2019 году, накануне пандемии, куратором Московского биеннале современного искусства стал Сергей Чобан (один из создателей небоскребов Сити), а в 2021 году впервые большой мейнстримовый архитектор – уже упомянутый выше Сергей Кузнецов примет участие и в главном фестивале авангардной бионической архитектуры России – «Архстоянии» в июле 2021 года. Возможно, поработав вместе – творцы бионического искусства Николо-Ленивца (куда до сих пор даже не проложены современные дороги) и менеджеры московского стройкомплекса, который Сергей Олегович во многом возглавляет, работники российской стройотрасли лучше поймут, как реализовывать невероятные проекты уровня фестиваля «Золотое сечение» и самых именитых мировых архитекторов, как можно ближе к оригинальным задумкам их творцов.