ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
СКД

«Модная народная» (Интервью с Надеждой Бабкиной)

1 Апреля 2021

Надежда Бабкина – народная артистка, основательница и художественный руководитель ансамбля «Русская песня». В разговоре с нами Надежда Георгиевна рассказала, как возникла идея создания театра и его уникальности, о спектаклях и недавно вышедшей книге.

 

ГП: Надежда Георгиевна, откуда возникла идея театра? Вы певица, всенародная любимица, хранительница традиций русской песенной культуры. Почему театр? Когда вы почувствовали себя режиссёром?

 

НАДЕЖДА: Желание создать собственный театр возникло у меня ещё в раннем детстве, когда я, сидя дома под печкой, играла в кукол. Благодаря этому я и училась довольно неплохо, потому что у каждой куклы была своя роль – кто-то учитель, кто-то ученик. Я разыгрывала сценки на тему школьных уроков. Сама от имени кукол-учителей задавала какие-то вопросы, сама за кукол-учеников на них отвечала. Конечно, повзрослев, когда уже стали появляться мальчики, я забросила эти игры. Но мечта создать настоящий театр продолжала во мне жить.

ГП: Как долго вы шли к созданию своего театра песни и какие трудности испытали?

 

НАДЕЖДА: В полной мере она осуществилась в 2012-м году. Строительство театра я не слишком афишировала, потому что отыскалось немало желающих меня отодвинуть. Но меня так просто не сдвинешь! На стройку ходила каждый день, делая вид, что разбираюсь во всех нюансах строительства и замечаю любые недоработки, контролировала каждый шаг. Меня боялись, как огня! Вот так, можно сказать, я получила ещё одну профессию – прораба. Над проектом работала целая комиссия, архитектурные организации, художники. При строительстве театра я старалась использовать интересные идеи и нестандартные решения. Я считаю, что необходимо соответствовать нашему «продвинутому» времени. Всё должно быть очень эффектно и современно, но вместе с тем необходимо сохранить ассоциацию с народным творчеством. Вход в театр оформлен четырьмя изящными колоннами, облицованными натуральным камнем, что подчёркивает принадлежность к сфере искусства.

 

ГП: В чём уникальность и отличие вашего театра от других?

 

НАДЕЖДА: Театр обладает уникальной технологической начинкой. Многоуровневая и трансформирующаяся сцена позволяет претворять в жизнь самые разнообразные творческие задачи. К примеру, сцену можно залить льдом для представлений с участием фигуристов. Если требуется, можно обустроить оркестровую яму для спектаклей с присутствием живого оркестра.

У нас отличные репетиционные залы. Теперь коллективы, которые входят в состав театра «Русская песня», могут репетировать столько, сколько нужно, для этого созданы все условия. У нас работает собственная пошивочная мастерская, существует также музей-хранилище народного костюма.

 

ГП: Как мы знаем вашему театру удалось обогнать по посещаемости всем известный «Ленком»!

 

НАДЕЖДА: На сегодняшний день театр «Русская песня» один из самых посещаемых театров в Москве. Мы вошли в тройку по продаже билетов, оставив позади даже знаменитый «Ленком». Не подумайте, что я возвеличиваю себя, воздвигаю сама себе памятник. Нет, я прекрасно знаю себе цену, у меня море недостатков. И всё же, если человек делает что-то полезное, это не может остаться не замеченным. Так, в 2018 году Правительство Российской Федерации присудило нам премию в области культуры за создание Московского государственного музыкального театра фольклора «Русская песня». Мы радушно открываем двери для всех национальных культур нашей необъятной страны. На сцене театра проходят дни культуры народов России, всевозможные форумы, а также выступления артистов эстрады, драматические спектакли, благотворительные вечера и, конечно, концерты коллективов театра «Русская песня». В нашей работе идёт год за два, потому что жизнь насыщена постоянными переездами, гастролями, фестивалями, мастер-классами, участием в новых проектах. Несмотря на полное отсутствие свободного времени, я благодарна Богу, что всё в нашей жизни происходит именно так! Ведь только благодаря самоотверженному труду нашего коллектива зрители выходят из зала после спектакля с чувством гордости за наши национальные традиции, нашу историю и песенную культуру!

 

ГП: Почему решили ставить спектакли в своём театре песни? Как к вам пришла эта идея?

 

НАДЕЖДА: Каждый спектакль, который рождается в стенах нашего театра, даётся нелегко. Коллективом «Русская песня» я руковожу почти 45 лет, и когда здание нашего театра уже было построено, перво-наперво встал вопрос – где найти достойных сотрудников, которые бы приводили в движение эту громаду? И второй – какова будет «начинка»? Концертами, которых в репертуаре ансамбля «Русская песня» предостаточно, лекциями о фольклоре, традициях и самобытности нашего жанра такой большой зал не заполнить. Идея музыкально-драматических спектаклей родилась случайно. Сидим мы однажды с директором театра Антоном Собяниным в нашем буфете и думаем, чем же заполнить репертуар. А за столом порой великолепные идеи приходят в голову! И вдруг Антон говорит: «Посмотри, а вон в углу сидит Нина Чусова, чай пьёт!» Она как раз с кем-то репетировала на нашей сцене. Я тут же подхожу к Нине со словами: «Немногие отваживаются работать с народным жанром, но, может быть, ты попробуешь? Давай что-нибудь сотворим!» Она тут же загорелась – а давай! И, не сходя с места, решила, что возьмётся за «Ночь перед Рождеством» Гоголя. Я моментально представила, как вплетутся в это произведение и наши народные песни, и чудесные напевные украинские… С этого спектакля начался театр «Русская песня», который, к счастью, работает прекрасно.

За первым спектаклем последовал второй, третий… Репертуар постепенно вырисовывался. И вдруг мы решили замахнуться на «Калину красную» Шукшина. «Спектакль может быть только при одном условии, – сказал Антон, – если главную роль сыграет Маша Шукшина». Я тут же схватилась за телефон и позвонила Маше, которая, услышав моё предложение, рассмеялась – подумала, что мы её разыгрываем. А потом пришла к нам в театр и поняла, что всё серьёзно. То же самое с «12 стульями». Мы с Антоном посмотрели друг на друга и практически в один голос произнесли это название. И решили делать не задумываясь. Потому что стоит только начать размышлять, появятся страхи: ой, это вызов, ой, сколько будет критики… А смелость, между прочим, города берёт! Последней премьерой в театре стал спектакль «Горько» в постановке режиссёра Романа Самгина. Зрители приняли спектакль на ура. Чехов и Зощенко – это, конечно, два самостоятельных писателя. Но объединяет их вековая традиция. А в спектакле связующим звеном для них стала песня. И артисты, конечно. Я боялась, что люди не поймут, какое отношение второй акт имеет к первому, какое отношение Чехов имеет к Зощенко. Но получилось. У нас был связующий шафер – тамада, если по-русски. Он организовывал в зрительном зале какую-то затею, люди заполняли своими эмоциями весь зал и через это понимали всю задумку спектакля. Так что прекрасный дуэт Зощенко и Чехова удался. Вообще, этот спектакль задумывался для того, чтобы помочь людям преодолеть упадническое состояние на фоне карантина и пандемии.

 

ГП: У вас есть ещё один зал – малая сцена театра. Что сейчас с ним, как он используется?

 

НАДЕЖДА: На Садовой-Черногрязской улице находится малая сцена театра «Русская песня». Этот уютный, камерный зал всего на 150 мест был на протяжении долгих лет нашим родным домом и репетиционной базой, где составлялся репертуар, где создавались концертные программы в тот момент, пока «Русская песня» не обзавелась новым театром на Олимпийском проспекте. Как только это случилось, на малой сцене обосновалась детская фольклорная студия «Наследие». Цель и смысл создания этой уникальной студии в приобщении детей с самого раннего возраста к сохранению культурного наследия русского народа. Необходимо, чтобы развитие, взросление, становление ребёнка происходило в соответствии с обычаями, песенно-танцевальными традициями, обрядами, самобытностью мышления, которые являются национальной идеей русского народа.

ГП: Какая особенность этой студии?

 

НАДЕЖДА: Одна из особенностей студии – преемственность поколений. У нас занимаются мамы и бабушки, для всех желающих каждую пятницу проходят репетиции. Родители вместе с детьми участвуют и в концертах. Пока детишки занимаются, родители ждут их в нашем уютном и тёплом фойе. Они чувствуют себя как дома: общаются, чаёвничают, отдыхают, как одна большая семья. Мы приветствуем семейственность и рады, что мамочки принимают активное участие в работе студии. Набор в студию проходит очень просто. Мы никому не отказываем. Берём всех желающих без исключения. Это наша принципиальная позиция. Любой ребёнок, желающий приобщиться к народной культуре, может стать участником нашего коллектива. Ежегодно в сентябре в студии объявляется дополнительный набор, но к нам можно присоединиться и в течение года. При малой сцене действует музей кукол, созданный на основе моей коллекции. Дело в том, что я всю жизнь собирала кукол. Привозила их из гастрольных поездок и фольклорных экспедиций. В экспозиции представлены самые разные экземпляры. Есть куклы театральные, куклы-футляры, костюмные куклы, антикварные… В музее царит тёплая домашняя атмосфера. Работает экскурсовод, который в образной и доступной манере знакомит детей с историей кукольного дела, рассказывает, какая кукла, из какого региона к нам прибыла… К детям обязательно присоединяются взрослые. Таким образом, происходит сближение двух миров – детского и взрослого. А потом все вместе отправляются в зал смотреть спектакль в исполнении солистов фолк-группы «Россияне». Каждая постановка посвящена определённому времени года.

 

ГП: Совсем недавно у вас состоялась презентация вашей книги, с чем мы вас поздравляем!

 

НАДЕЖДА: Да, в свет вышла моя книга, которую я решила назвать «Модная народная». Конечно, не скажу, что она далась мне легко и на одном дыхании. Тем более что испытания прошлого года вошли в книгу, и без этого она казалась мне неполной.

ГП: О чём эта книга? Что вы хотели ей передать читателю?

 

НАДЕЖДА: Вообще, когда читаешь эту книгу, анализируешь, понимаешь для себя: жизнь-то не разок била. Поэтому это скорее не книга воспоминаний, а книга пути. Она получилась очень личной. Я даже в предисловии сказала, что она написана не рукой, а рассказана сердцем. Я поведала о том, как девочкой приехала из Астрахани учиться в Москву и осталась в ней навсегда, как основала свой ансамбль, а потом и театр, о многочисленных гастрольных поездках, об известных людях, с которыми меня свела судьба, а среди них – Махмуд Эсамбаев, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Алла Пугачёва… Ну, и, конечно, в книге речь идёт о любви. Куда ж без неё? Как поётся в одной из моих любимых песен: «Жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить…». Если бы вы спросили у меня, в каком жанре написана книга, я бы, не задумываясь, ответила – мелодрама!





Поделиться:
?>
Для любых предложений по сайту: [email protected]